§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ |
§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

2.1. Внутренний долг
2.1.1. Формы государственного долга
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный долг образует сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть по ним выплачены. Текущий долг образуют расходы по выплате доходов всем кредиторам государства и расходы по погашению обязательств, срок которых наступил.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. был актом, закреплявшим правовые основы государственного кредита и государственного долга. Небольшой по объему (всего 6 статей), данный акт сконцентрировал все наиболее важные положения финансового права в этой сфере. Согласно его второй статье, долговые обязательства могут быть выражены в трех формах:
1. Кредиты, получаемые государством в лице Правительства Российской Федерации.
2. Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации.
3. Иные долговые обязательства, гарантированные Правительством. Долговые обязательства могут быть краткосрочными до 1 года, среднесрочными от 1 года до 5 лет, и долгосрочными от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями займа, причем сроки эти не могут превысить 30 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации, если они не были гарантированы федеральным правительством. Формы долговых обязательств субъектов и условия их выпуска определяются органами власти данных субъектов.

После принятия Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 года первая из названных форм утратила свое приоритетное практическое значение. Дело в том, что согласно данному акту, Центральный банк в обычной практике «не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита» , а до этого именно ЦБ РФ фактически являлся основным источником кредита для государства в лице Правительства.
Равным образом ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Впрочем, юридически кредиты, получаемые государством в лице Правительства, как форма долгового обязательства, окончательно не были упразднены.
Реально основной формой государственного внутреннего долга являются государственные займы. Государственные займы это кредитные отношения между государством (в лице Правительства) и его кредиторами юридическими и физическими лицами, которые оформлены выпуском и размещением среди этих кредиторов государственных ценных бумаг.
Важно отметить, что принцип добровольности выпуска ценных бумаг закреплен в Конституции Российской Федерации (п. 4, ст. 75). Закрепление данного принципа в акте высшей юридической силы свидетельство отказа от советских социалистических методов финансовой политики. Этот же принцип нашел отражение в Гражданском кодексе РФ (ст. 817).
Самый распространенный вид ценных бумаг по государственным займам облигации внутреннего государственного займа. Облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим до кумент . Полное и совершенное определение данного понятия дает Гражданский кодекс: «Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права» (ст. 816).
Право выпуска облигаций (их эмиссии) принадлежит Правительству Российской Федерации, федеральному Министерству финансов, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. В соответствии с эмитентом облигации получают наименование. Облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Как правило, облигации внутреннего займа на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на 3 группы:
1. Процентные облигации.
2. Беспроцентные.
3. Выигрышные облигации.
По выигрышным облигациям доход выплачивается только в виде выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах. Существуют беспроигрышные займы, но они в настоящее время в России не практикуются. Целевые займы гарантируют держателям получение какоголибо товара. В принципе облигации могут различаться и по форме оплаты: оплачиваемые в национальной валюте и оплачиваемые в иностранной валюте. В России последняя форма оплаты не практикуется. Исключение составляет выпущенный в соответствии с Указом Президента России от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР» внутренний государственный валютный облигационный заем. Заем осуществляется размещением облигаций на предъявителя на общую сумму 7885 млн долларов США. Держатели облигаций юридические лица, имевшие валютные счета во Внешэкономбанке. Доход 3% годовых. Облигации должны быть погашены в течение 15 лет до 15 мая 2008 года .
Курс облигаций, т.е. цена, по которой они продаются и покупаются, определяется в процентах к их номинальной стоимости. Номинальная стоимость удостоверяет, что облигация представляет определенный капитал, временно используемый Правительством. Может быть установлен также эмиссионный курс цена, по которой облигации продаются кредитным организациям (банкам, их объединениям). Эмиссионный курс, как правило, меньше номинального это должно способствовать интенсивному размещению облигаций, т.к. при выплате государство должно следовать номинальному курсу.
Реальная курсовая цена облигаций и, соответственно, их привлекательность для заимодателей могут быть установлены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Первый свободнообращающийся заем, котируемый Банком России, Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г., торговля облигациями которого была начата Банком России 10 августа 1992 г.
Круг субъектов, среди которых размещаются облигации, может быть ограничен соответствующим законодательным актом. Такие облигации, например, обращающиеся только среди юридических лиц, именуются облигациями с ограниченным кругом обращения. Прочие облигации называются свободно обращающимися. Изготовление, хранение и рассылку облигаций осуществляет Министерство финансов.
Кроме облигаций, отношения займа между государством и физическими и юридическими лицами могут быть оформлены государственными казначейскими обязательствами.
Казначейские обязательства вид государственных ценных бумаг, которые удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают им право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Первая эмиссия казначейских обязательств была осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9 августа 1994 г.
Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. При выпуске каждой серии устанавливается срок погашения обязательств, процентная ставка и номинальная стоимость. Реализуются казначейские обязательства как среди физических, так и среди юридических лиц, т.е. их владельцами могут быть и те, и другие.
Эмиссия и обращение осуществляются в бездокументной форме в виде записей на счетах в уполномоченном банке. В 1994 г. Министерство финансов специальным Положением «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств» установило, что они могут быть погашены как по общему правилу денежными средствами, так и налоговыми освобождениями по текущему курсу казначейских обязательств. Размер налоговых освобождений рассчитывается по специальной формуле в соответствии с курсом казначейских обязательств на момент их погашения. Выдаются налоговые освобождения Главным управлением Федерального казначейства в пределах объема эмиссии данных обязательств. Погашение казначейских обязательств осуществляет Министерство финансов переводом на счета их держателей суммы задолженности по номинальной цене и процентов, означенных при эмиссии казначейских обязательств.
Самостоятельная форма государственного долга прочие долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. Таким долговым обязательством являются, например, золотые сертификаты (от лат. certum верно; fasere делать), выпущенные в 1993 г. в качестве долговых обязательств, гарантированных федеральным Правительством. Эмиссию этих ценных государственных бумаг осуществляет Министерство финансов РФ, номинал одного сертификата 10 кг золота пробы 0,9999, причем сертификат может быть раздроблен до одной сотой доли номинала. Держателями могут быть как физические, так и юридические лица. Срок действия сертификата 1 год. Доход держателей образует разница между ценой покупки и ценой погашения. При погашении сертификатов их держатели получали право на соответствующее весовое количество золота .
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 1994 г. «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Минфина РФ», была осуществлена эмиссия этого вида ценных бумаг . Казначейские векселя представляют собой краткосрочные обязательства, они выпускаются сроком на 3,6 и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются казначейские векселя с дисконтом (от англ. discount скидка с цены товара), и таким образом доход держателей образует разница между номинальной ценой (ценой погашения) и продажной ценой.
Выпуск Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) прекращен в июле 1998 года.
2.1.2. Управление государственным долгом
Управление государственным внутренним долгом представляет собой комплекс действий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий выпущенных займов, размещению новых долговых обязательств. Выплата доходов кредиторам производится из средств бюджета. Существует несколько способов привлечения необходимых для этого денежных ресурсов в тех условиях, когда обычные доходы бюджета не позволяют осуществить такие выплаты.
во-первых, возможно введение новых налогов. во-вторых, осуществление дополнительной денежной эмиссии. Первый способ связан с увеличением налогового бремени и, соответственно, с ухудшением социально-экономического положения населения. Реализация второго, как правило, означает инфляцию.
Третий способ рефинансирование, т.е. погашение старой задолженности государства с помощью выпуска новых займов. При этом уполномоченный орган (Казначейство или Министерство финансов) организует продажу облигаций долгосрочных займов за наличные деньги, а вырученные средства использует для погашения краткосрочных ценных бумаг. Такая форма рефинансирования по своему существу вполне приемлема как инструмент финансовой политики демократических государств с развитой рыночной экономикой. Другая форма рефинансирования куда менее совершенна. При ней погашение старой задолженности осуществляется посредством замены старых государственных ценных бумаг, срок которых истек, на новые или заменой облигаций до востребования на облигации долгосрочных займов. Предполагается при этом, что такой обмен должен быть осуществлен с согласия держателей. В мировой практике данный способ рефинансирования имеет применение весь вопрос в том, как при этом реально обеспечиваются интересы держателей и насколько их согласие на обмен действительно добровольно. Опыт финансовой политики Союза ССР оставил примеры фактически вынужденного принятия держателями условий такой формы рефинансирования: так, задолженность по Государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 года погашалась обменом старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года и никакой альтернативы у держателей при этом не было. Еще ранее, в 50х годах аналогичным способом неоднократно погашались казначейские обязательства.
Одним из методов управления государственными внутренним долгом является его консолидация (от лат. consolidatio сращивать). Консолидация означает операцию по продлению срока действия ранее выпущенных займов (краткосрочных и среднесрочных) и превращение их в долгосрочные или бессрочные.
В качестве другого метода управления государственным внутренним долгом используется конверсия (от лат. conversio —превращение). При конверсии осуществляется изменение доходности займа: например, снижается процентная ставка дохода, выплачиваемая государством своим кредиторам. Изменение процентной ставки в сторону повышения, естественно, случай, скорее, гипотетически предполагаемый, чем реальный. В Союзе ССР конверсия в форме понижения процентных ставок осуществлялась систематически: в 1936 году таким образом было конвертировано 7 займов, размещенных по подписке в предыдущие годы, в 1938 году была проведена конверсия свободнообращающих ся займов, сопровождавшаяся обменом облигаций, причем срок займа увеличен с 10 до 20 лет. В 1947 году было конвертировано 11 займов, причем обмен облигаций на новые осуществлялся в пропорции 3:1 . Конверсия в советской финансовой политике по своему реальному значению и содержанию очень близка рефинансированию.
Унификация (от лат. unus один; fasere делать) займов т.е. обмен нескольких займов на один часто сопутствует консолидации и конверсии.
В условиях, когда операции по выпуску новых займов становятся неэффективны, например, когда потенциальные держатели облигаций в результате утраты доверия к эмитенту перестают их приобретать, государство может прибегнуть к отсрочке погашения конкретного займа или вообще всех ранее выпущенных займов.
Самая кардинальная, крайняя мера в управлении внутренним долгом его аннулирование, т.е. вообще отказ государства от долговых обязательств перед кредиторами. В отечественной истории финансового права пример такого решения постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, которым в январе 1918 года были аннулированы все без исключения обязательства по российским государственным ценным бумагам. Очевидно, что обосновать подобный акт с правовой точки зрения невозможно.
Совершенно другие представления об управлении внутренним государственным долгом реализовывались в России в последние годы. После ликвидации Союза ССР в подтверждение правопреемства Правительства Российской Федерации по облигациям Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года было принято решение о выпуске Российского выигрышного займа 1992 г. Этот займ стал инструментом и погашения, и рефинансирования займа 1982 года одновременно. Все облигации данного займа, в соответствии со специальным Постановлением Правительства РФ, подлежали обмену на облигации займа 1992 года по номиналу и с учетом компенсации на 1 апреля 1991 г. При этом владельцам облигаций 1982 года предоставлен выбор: либо обменять их на облигации 1992 года, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждениях Сберегательного банка РФ.
Обслуживание внутреннего государственного долга, т.е. осуществление конкретных операций по размещению долговых обязательств, по выплате дивидендов по ним в виде процентов или в другой форме и по погашению долговых обязательств осуществляет Центральный банк России. Министерству финансов в этом процессе отведена консультативная роль, оно же непосредственно и выпускает внутренние государственные займы.
Управление государственным внутренним долгом возложено законодательством на Правительство РФ. Оно определяет порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств государства. Правительством ежегодно (не позднее мая текущего года) публикуются данные о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год. Контроль за государственным внутренним долгом осуществляет Федеральное Собрание РФ. Парламент устанавливает верхний предел долга (максимально возможный его размер) при утверждении бюджета и контролирует управление долгом . В субъектах Федерации действует аналогичная конструкция. Так, в ст. 107 БК РФ устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2003 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 752,1 млрд рублей.
2.2. Внешний долг
2.2.1. Правовое регулирование
Правовое регулирование внешнего государственного долга базируется на нормах международного и российского права и определяется межгосударственными соглашениями и соглашениями Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Бюджетный кодекс устанавливает формы долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и формы муниципального долга. Для Российской Федерации это, во-первых, кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу этих кредиторов; государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации; договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Кроме того, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет и переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Аналогичны по существу формы существования государственного долга субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг функционирует в виде кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; муниципальных займов; договоров о предоставлении муниципальных гарантий и долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Различаются сроки погашения федерального государственного долга, долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга. Для федерального долга предусмотрена возможность краткосрочных (до одного года), среднесрочных (от одного года до пяти лет) и долгосрочных (от пяти до 30 лет) обязательств. Сроки погашения долговых обязательств субъектов Российской Федерации определяются условиями заимствований, но не могут превышать 30 лет. Аналогичная конструкция определена для муниципального долга, но срок погашения не может превышать 10 лет.
Кодексом дифференцированно определяется право государственных внешних заимствований Российской Федерации, право внешних заимствований субъектов Российской Федерации, право государственных внутренних и муниципальных заимствований. Установлено, в частности, что право осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации принадлежит Правительству Российской Федерации или уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти. Право на внешние заимствования имеют только те субъекты Российской Федерации, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Важными являются положения о предельном объеме государственного долга Российской Федерации и предельных объемах государственных заимствований Российской Федерации. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга России утверждаются федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств (ст. 106 БК РФ).
В ст. 113 БК РФ устанавливается по состоянию на 1 января 2003 года, что верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 130,2 млрд долларов США без учета неурегулированной задолженности Российской Федерации в переводных рублях.
Верхний предельный размер государственных внешних заимствований РФ в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 г. устанавливается в сумме 2,19 млрд долл. США (ст. 112 ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»).
Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.
При этом Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Реструктуризация государственного долга. Законодательно установлено определение понятия «реструктуризация долга». Согласно Бюджетному кодексу, этот термин означает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия обслуживания долговых обязательств и сроки их погашения п. 2. (ст. 105).
Данный пункт ст. 105 был существенно изменен Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». В новой редакции он выглядел следующим образом:
«Под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств» .
Важнейшим положением данной нормы закона является то, что реструктуризация государственного долга этот прекращение долговых обязательств, основанное на соглашении. С формальной юридической точки зрения, вероятно, следовало бы изложить текст в следующей редакции: «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований» на «прекращение долговых обязательств», поскольку при реструктуризации прекращаются старые обязательства в пользу новых, более выгодных, меняются условия договора, старые долговые обязательства погашаются на новых условиях.
Пункт второй был оставлен без изменений:
«Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным описанием (сокращением) суммы основного долга» .
В данном тексте нормы, вероятно, следовало бы уточнить, каким образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга: исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке.
Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса также был изменен в 2000 г. Его новая, действующая в настоящее время редакция определяла:
«Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств» .
Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отличается от прежнего лишь формулировкой.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как неясно, возможно ли сокращение долга с точки зрения законодателя, по воле кредитора, или для этого необходимо соглашение сторонучастников правоотношений. В кодексе имеется точное указание о том, что одностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допускается» . Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении изменений условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса нельзя сделать точных выводов.
Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государственного долга, представлена неадекватно, не удовлетворяет потребности правового регулирования и эффективного управления государственными заимствованиями. Институт реструктуризации долга существует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участника, как государство. Связано это с принципом, согласно которому государство не может быть признано «банкротом», его неплатежеспособность приводит к реструктуризации долга, что, по сути, является рассрочкой погашения задолжности.
Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму, говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. В законодательстве адекватно отражены положения, касающиеся внутреннего и внешнего долга в отдельности.
Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный Суд РФ в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента РФ «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 7 августа 1998 года высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего долга это властное отношение, то есть односторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения».
Вполне очевидно, что данное определение в принципе противоречит смыслу вы шепроцитированной ст. 105 действующего Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона 19 июля 2000 г.
Однако для того момента оно было адекватным, т.к. вполне соответствовало действовавшему законодательству.
Бюджетный кодекс исключает подобную позицию государства. Вероятно, необходимо внести ряд пояснений, связанных с конкретными параметрами государственного долга Российской Федерации.
2.2.2. Долги Союза ССР
До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал 5 $ млрд (11,5% ВНП страны).
Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.
Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 $ млрд (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 г. сумма внешних займов превысила 30 $ млрд (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 $ млрд (8% ВНП).
Еще 30 $ млрд задолженности было накоплено Союзом в 19881991 годах, когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов.
К концу 1991 года внешний долг России составил 57 $ млрд (10% ВНП). Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве советских долгов.
28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР», взяв на себя солидарную ответственность за советский долг.
Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3% советской задолженности, т.е. примерно 57 $ млрд (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).
Однако спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР (93 $ млрд) перешел к России. Однозначной трактовки данного факта в России не существует до сих пор; одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране 36 $ млрд (именно на такую сумму увеличился внешний долг России, и это без учета процентных платежей), другие специалисты утверждают, что только подобное решение могло позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках и собственность, находящуюся за рубежом.
2.2.3. Долги Российской Федерации
Государственный внешний долг по состоянию на 1 января 2007 года имеет следующие параметры: Государственный долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 52 млрд долларов США, в том числе задолженность странам участницам Парижского клуба 3,1 млрд долларов США; задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,3 млрд долларов США; задолженность бывшим странам СЭВ 1,9 млрд долларов США; коммерческая задолженность 0,8 млрд долларов США; задолженность перед международными финансовыми организациями 5,5 млрд долларов США; еврооблигационные займы 31,9 млрд долларов США; ОВГВЗ 4,9 млрд долларов США; предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,6 млрд долларов США.
Внутренний государственный долг РФ, выраженный в ценных бумагах, составил на 1 января 2007 года 1 028,6 млрд рублей.
Бюджетный кодекс определяет назначение и содержание программ государственных внешних и внутренних заимствований, порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регламентирует предоставление государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий. Важным представляется установление запрета на право бюджетных учреждений получать кредиты у кредитных организаций, у прочих юридических и физических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов .
В период с 2002 по 2008 гг. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять, ежегодно 1416 $ млрд. При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям 810 $ млрд ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать.
В ближайшие 6 лет России предстоит выплатить более 100 $ млрд. В результате будет погашено примерно 40% суммы основного долга, т.е. 50 $ млрд, примерно такую же сумму составят платежи по обслуживанию внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характеризуют в действительности те невыгодные для России условия, на которых эти кредиты предоставлялись до 15% годовых в валюте. Сегодня кредиты предоставляются России под 910% годовых в валюте; заметим, что для других стран «большой восьмерки» ставки кредитования составляют 35%.
На 2003 год приходится первый и при этом самый крупный пик платежей по внешнему долгу. Выплаты в 2003 году, по оценкам на июль 2002 г., должны были составить более 17,5 $ млрд. Это примерно 30% от расходов Федерального бюджета, или 7% годового ВВП России, или 25% национальных сбережений. Более того, платежи в 2003 году в основном концентрировались в пределах двухтрех месяцев, что существенно могло бы затруднить процесс управления денежной наличностью и исполнение Федерального бюджета.
Практическое задание
В целях обеспечения условий, необходимых для регулирования внутреннего валютного долга, Правительство Российской Федерации, выполняя Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. №1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», утвердило 15 марта 1993 г. «Условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа». Параграф второй этого документа объявлял датой выпуска займа 14 мая 1993 года. По техническим причинам данный пункт не был выполнен, и 17 мая 1993 г. Правительство приняло Постановление «О переносе срока выдачи облигаций внутреннего государственного валютного займа», согласно которому распределение и выдача облигаций были назначены на 14 сентября 1993 г.
А. Могли ли потенциальные держатели облигаций попытаться опротестовать это решение как противоречащее акту от 15 марта 1993 г. в суде?
Б. Принял бы суд исковое заявление об этом?
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «государственный кредит» с юридической точки зрения.
2. Дайте определение понятия «государственный долг субъекта РФ».
3. Дайте определение понятия «муниципальный долг».
4. Раскройте понятие «государственный займ».
5. Опишите ситуацию, связанную с изменениями условий функционирования государственных краткосрочных облигаций (1998 г.).
6. Дайте определение понятия «рефинансирование внутреннего государственного долга».
7. Дайте определение понятия «унификация займов».
8. Перечислите формы долговых обязательств РФ согласно БК.
9. Назовите сроки погашения краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных долговых обязательств в РФ.
10. Раскройте понятие «предельный объем государственных взаимствований» в соответствии с БК РФ.
Тест
1. Имеют ли кредиторы государства держатели государственных ценных бумаг права, связанные с применением мер принуждения в отношении должника?
а) имеют;
б) имеют право отстаивать свои интересы в суде;
в) не имеют ни при каких обстоятельствах.
3. Каковы максимальные сроки погашения любых долговых обязательств Российской Федерации?
а) 20 лет;
б) 30 лет;
в) сроки законом не ограничены.
4. Какие права предоставляет облигация ее держателю?
а) право на получение суммы займа;
б) право на получение суммы займа и процента от номинальной ее стоимости;
в) право на получение суммы займа и процента от номинальной ее стоимости либо иные имущественные права.
5. Каково, как правило, соотношение эмиссионного и номинального курса облигаций?
а) они равны;
б) эмиссионный курс выше номинального;
в) эмиссионный курс ниже номинального.
6. Какие права принадлежат владельцу казначейских обязательств?
а) получение фиксированного дохода в течение срока владения этими ценными бумагами;
б) право получения какихлибо иных имущественных прав;
в) право получения суммы займа и процента от рыночной стоимости этой ценной бумаги.
7. Как могут быть погашены казначейские обязательства?
а) налоговыми освобождениями;
б) денежными средствами;
в) и тем, и другим способом.
8. Каким образом могут быть получены денежные средства для погашения государственного займа?
а) введением новых налогов;
б) дополнительной денежной эмиссией;
в) выпуском нового займа;
г) любым из названных способов по выбору государственной власти.
9. Какой орган власти или управления осуществляет управление федеральным государственным внутренним долгом?
а) Министерство финансов;
б) Государственная Дума;
в) Правительство Российской Федерации.
10. Какой орган осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга России?
а) Сберегательный банк РФ;
б) Центральный банк РФ;
в) Министерство финансов РФ.
Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета
Изучив данную тему, студент должен:
Знать: содержание налоговоправовых актов, определяющих порядок и условие обязательного государственного личного страхования.