§ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ |
§ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Государственный кредит (от лат. creditum ссуда, долг) с юридической точки зрения представляет собой регламентируемые законодательством правоотношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу аккумуляции на добровольных началах государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Сущность государственного кредита связана с фундаментальными принципами кредита вообще. Это добровольность, срочность, возвратность и возмездность. Отношения по любому займу не могут иметь иной основы. Однако при этом отношения по государственному кредиту имеют весьма важные особенности.
Главная из них свойственное всем финансово-правовым отношениям между государством и юридическими и физическими лицами привилегированное положение государства. Государство, являясь должником, тем не менее обладает исключительными правами в правоотношении. Кредиторы государства не имеют прав по применению мер принуждения к должнику, что возможно в частноправовых отношениях, например, при банковском кредите.

Кроме этого, особое положение государства определяет, что оно, осуществляя долгосрочный займ, не обеспечивает выполнение своих обязательств ни залогом, ни каким другим способом (выплатой, например, компенсации ущерба, понесенного в результате просрочки выполнения обязательства).
История финансового права России знает примеры совершенно необоснованных с правовой точки зрения решений, касающихся управления государственным долгом. Так, в январе 1918 года Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета были аннулированы все без исключения обязательства по российским государственным ценным бумагам, т.е. советское государство отказалось принять бремя долгов императорской России, не приняв на себя соответствующих обязательств, связанных с государственным долгом империи.
Более того, иногда советские государственные займы имели принудительный характер. В СССР на протяжении многих лет вплоть до 50х годов имела место практика принудительного размещения займов по подписке и даже, особенно в провинции, выдача части заработной платы облигациями государственных займов.
В демократических государствах выпуск принудительных займов теоретически возможен в экстренных условиях, например, во время войн, и практиковался в прошлом.
финансово-правовые отношения, связанные с государственным кредитом, образуют внешний и внутренний государственный долг. Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам.
По определению Федерального закона 1993 г. государственным внутренним долгом России «являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации». Обеспечивается внутренний долг всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства .
В Бюджетном кодексе, который, напомним, является федеральной кодификацией, определение государственного долга несколько иное. Кодекс устанавливает, что государственным долгом Российской Федерации «являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права» . В данном определении важно, что оно объединяет категории «внешний и внутренний государственный долг», трактует их как единое понятие.
Государственный долг Российской Федерации, согласно кодексу, обеспечивается без какихлибо условий всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, причем органы государственной власти обязаны использовать все полномочия по формированию доходов Федерального бюджета для погашения и обслуживания государственного долга.
Кодекс определяет также понятия «государственный долг субъекта Российской Федерации» и «муниципальный долг» и устанавливает формы их существования . Управление государственным и муниципальным долгом осуществляют соответствующие органы исполнительной власти.