§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ |
§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Государственные расходы представляют собой затраты государства, осуществляемые в соответствии с Финансово-плановыми актами, утвержденными уполномоченными на то органами, и предназначенные для удовлетворения определенных потребностей общества. Содержание и структура государственных расходов при этом зависят от целей, которые ставит государство перед собой, от задач, которые оно намеревается решать и решает. Объективно приоритетную роль в государственных расходах, если и не в количественном выражении, то в очередности, играют расходы на установление и содержание институтов самой государственной власти, а также на обеспечение гражданского мира и суверенитета государства (полицейские учреждения, правоохранительные органы, пенитенциарная, тюремная, система, вооруженные силы, разведка и контрразведка). Кроме того, государственные расходы, в большей или меньшей степени, ориентированы на стимулирование и развитие производства, фундаментальной и прикладной науки, образования, социального обеспечения, культуры и на природоохранные программы.

Основным способом осуществления государственных расходов является финансирование.
Финансирование безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления конкретной деятельности соответствующих субъектов. Бюджетное финансирование соответственно представляет собой выделение денежных средств из бюджета того или иного уровня.
Бюджетные средства в форме финансирования предоставляются в первую очередь бюджетным организациям и государственным муниципальным унитарным предприятиям, то есть предприятиям, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Предполагается при этом, что унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов, а финансирование их расходов осуществляется только на конкретные цели, установленные в законодательном порядке, например, на капитальные вложения в приоритетные проекты.
Государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления, и некоммерческие (бюджетные) организации (государственные образовательные учреждения, управленческие, социальные, культурные учреждения) получают государственные средства в порядке финансирования на все их расходы.
В настоящее время правовое регулирование государственных расходов осуществляется в первую очередь на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о Федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов Российской Федерации и актов местного самоуправления. Содержание и конкретные позиции этих актов базировались на двух законах общего характера: Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 года и Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года.
Бюджетный кодекс сформировал единый комплекс норм, долженствующих регулировать расходы бюджетов всех уровней. В частности, такое единство определяется статьей 65, которая гласит: «Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации». В соответствии с их экономическим содержанием, расходы подразделяются кодексом, как это было закреплено и предыдущим бюджетным законодательством, на текущие расходы и капитальные расходы.
Важным представляется законодательное закрепление форм расходов бюджетов. Всего кодекс предусматривает 9 конкретных форм:
• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
• средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
• трансферты населению;
• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
• субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам;
• кредиты иностранным государствам;
• средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, которые установлены государственными нормативными актами и актами органов местного самоуправления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населения, возникающих как результат принятия государством решений, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные доходы; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти .
Бюджетный кодекс определяет, кроме того, порядок выделения бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетных кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям, порядок предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам и гражданампредпринимателям.
Статья 83 Бюджетного кодекса устанавливает принципиально важное положение, согласно которому введение законом или иным правовым актом новых видов расходов бюджета должно сопровождаться введением тем же актом норм, определяющих источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджета.
В целом, надо сказать, что регламентация осуществления государственных и муниципальных расходов, устанавливаемая нормами Бюджетного кодекса, могла бы, в случае эффективного и точного применения закона, способствовать совершенствованию бюджетной политики.