§ 2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ |
§ 2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ

Регулирование финансовой деятельности осуществляется посредством финансового права. Финансовое право образует совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с аккумуляцией, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Важнейший метод финансово-правового регулирования властные предписания органов, уполномоченных государством, участникам финансовых правоотношений.
Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере права публичного, т.к. регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны государство и уполномоченные им органы.
Описанная конструкция вполне соответствует дефинициям публичного и частного права, сформулированным крупнейшим древнеримским юристом III века н. э. Домицием Ульпианом, который определял: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное то, что относится к интересам частных лиц» . Если удалить из этой формулировки указание на конкретное государство (римское), данное определение приобретает универсальное вневременное значение. Таким образом, финансовое право с полным основанием должно быть отнесено к публичному праву.

Властные предписания финансового права имеют определенную специфику. В первую очередь они относятся к порядку взимания обязательных платежей в бюджетную систему и небюджетные государственные фонды и определяют размеры таких платежей. Применительно к регулированию осуществления платежей добровольного характера (государственные займы, эмиссия государственных ценных бумаг) также используется метод властных предписаний. Государство точно определяет условия проведения названных мероприятий, устанавливает, какие условия являются обязательными и не могут быть изменены в результате соглашения сторон, вступивших в названные правоотношения.
Система финансового права
Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений. Она подразделяется на две составляющие: Общую и Особенную части. Такая конструкция вообще свойственна самостоятельным отраслям права. Общая часть объединяет нормы финансового права, которые устанавливают принципы финансовой деятельности государства, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, формы финансового контроля.
Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие правоотношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов, названных выше. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих отношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного кредита, банковского кредитования, денежного обращения и валютного регулирования.
Источники финансового права
Под источниками права в юридической науке понимаются формы объективирования, существования права. В современном отечественном правоведении выработано и более точное определение: «Под источником права следует понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных» . История знает три формы объективирования права, три формы существования обязательных норм: нормативно-правовой акт, судебный прецедент и правовой обычай. Специфика отрасли определяет безусловный приоритет нормативно правовых актов как источника финансового права. Источники российского финансового права это, в первую очередь, нормативно-правовые акты представительной и исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.
Важнейший источник финансового права Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Нормы конституционного права, гарантирующие свободу предпринимательства и иной не запрещенной законом деятельности, обеспечивающие право частной собственности, являются фундаментальными основополагающими принципами, определяющими, в частности, и природу финансовых правоотношений. Не менее важно запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Нормы конституционного права закрепляют обязательность уплаты установленных налогов и сборов, принципы организации обращения финансов, систему принятия законов, связанных с бюджетным финансированием, и т.д. (ст.ст. 57, 74, 75, 104). Особое внимание в конституционном праве уделено бюджетной деятельности, системе разработки и принятия бюджета. В конституциях национально государственных образований и уставах административно-территориальных объединений субъектов РФ вопросы бюджетного права также нашли отражение, что соответствует федеральной конституции.
Источником финансового права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Кодекс содержит нормы права, определяющие такие категории, как «юридическое лицо», «физическое лицо», «хозяйственные товарищества» и т.п. Без соответствующих дефиниций кодекса в принципе невозможно осуществление правового регулирования, в том числе и регулирования финансовых правоотношений. Кроме того, кодекс прямо регулирует правоотношения между субъектами финансового права предпринимателями и государственными органами. Это относится, в частности, к статьям, определяющим права сторон при заключении государственного контракта (ст.ст. 1765, 525534).
Нормы финансового права содержит Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.97 г., это в частности ст. 172, говорящая о незаконной банковской деятельности, ст. 176, устанавливающая ответственность за незаконное получение кредита, и другие. Среди источников российского финансового права Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями), в частности, его статьи, связанные с валютным регулированием, нарушением государственной дисциплины цен, и другие.
Единой специальной кодификации финансового права в Российской Федерации не существует, вряд ли она в принципе возможна и целесообразна. По существу, особые специальные кодификации, представляющие собой единые законодательные акты, регулирующие финансовые правоотношения, это Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. В России с 1993 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации, с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс, существенно отличающийся многими трактовками важнейших понятий от предыдущего. Значительная часть действующих норм таможенной кодификации содержит положения финансового права.
Самостоятельными источниками финансового права являются некоторые федеральные конституционные законы и многочисленные федеральные законы, а также подзаконные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты государственных финансовых органов федерального значения Центрального банка России, Министерства финансов РФ, некоторые акты Федеральных служб и Федеральных агентств. В качестве источников финансового права выступают акты исполнительной власти и акты легислатур субъектов РФ, акты муниципального самоуправления.
В российской правовой системе судебный прецедент не играет роли источника финансового права, т.к. по смыслу ст.ст. 126 и 127 Конституции РФ высшие судебные инстанции Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в своих постановлениях дают лишь разъяснения по вопросам судебной практики.