Ф

| Правовой портал "Правопорядок" | Ф |
«
»
Ф

едеральная налоговая служба — орган исполнительной власти, подведомственный Министерству финансов Р, создание которого предусмотрено Указом Президента Р от 9 марта 2004 г. на основе соответствующего преобразования Министерства Р по налогам и сборам.
едеральная служба по финансовому мониторингу — орган исполнительной власти, подведомственный Министерству финансов Р. Создание его предусмотрено Указом Президента Р от 9 марта 2004 г. № 314 на основе преобразования Комитета Р по финансовому мониторингу (см.). Положение о едеральной службе по финансовому мониторингу утверждено постановлением Правительства Р от 23 июня 2004 г. (Российская газета. 2004. 29 июня).
едеральная служба страхового надзора — орган исполни тельной власти, подведомственный Министерству финансов Р, образованный на основании Указа Президента Р от 9 марта 2004 г. с передачей ему функций страхового надзора названного Министерства. Положение о едеральной службе страхового надзора утверждено постановлением Правительства Р от 30 июня 2004 г. (Российская газета. 2004. 13 июля).

едеральная служба финансово-бюджетного надзора — орган исполнительной власти, подведомственный финансов Р, созданный на основе Указа Президента Р от 9 марта 2004 г. № 314. В его компетенцию переданы функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля (Положение о едеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства Р от 15 июня 2004 г. № 278 // Российская газета. 2004. 17 июня).
едеральная таможенная служба — орган исполнительной власти, подведомственный Министерству экономического развития и торговли Р, создание которого предусмотрено на основе преобразования Государственного таможенного комитета Р в соответствии с Указом Президента Р от 9 марта 2004 г. № 314.
инансирование как способ осуществления государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.
Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства: а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения; б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом.
инансовая деятельность государства и муниципальных образований. инансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. инансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление ими функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления. Неотъемлемым элементом финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются функции контроля.
инансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий — выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач (планирование,распределение и использование своих финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, на материальное поощрение работников, социально культурные цели, создание соответствующих денежных фондов; выполнение финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками; распределение финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями; осуществление финансового контроля на предприятии).
инансовая дисциплина. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Требования финансовой дис’ циплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
инансовая система Р (в экономическом аспекте) — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. В нее входят: бюджетная система, состоящая из государственных бюджета и бюджетов субъектов едерации) и местных (муниципальных) бюджетов, внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды; финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы страхования; кредит (государственный, муниципальный и банковский).
инансовое право — это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Основным, определяющим метод ом финансово-правовогорегулироявляется императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделенным полномочиям. Однако получают развитие в сочетании с ним методы рекомендаций, согласования, договора.
финансово-правовая ответственность выражается в негативных последствиях и мерах государственного принуждения, применяемых к нарушителям финансово-правовых норм. Виды и меры юридической (финансово-правовой) ответственности выражаются в санкциях финансово-правовых норм (см., например, гл. 28 БК Р, раздел VI НК Р). Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (см. инансовое правонарушение). финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы, например, налоговые санкции в форме штрафа. Помимо них за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовноправового и иного воздействия, т. е. установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера. финансово-правовая ответственность может рассматриваться и в позитивном аспекте как комплекс действий должного поведения субъекта права в определенной сфере.
финансово-правовые нормы (нормы финансового права) — установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которые закрепляют юридические права и юридические обязанности их участников. В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие), в зависимости от своего содержания — на материальные и процессуальные. Логическая структура нормы содержит гипотезу, диспозицию и санкцию.
инансовое правонарушение — несоблюдение установленных нормами финансового права правил в области образования, распределения использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
финансово-правовая санкция — см. финансово-правовая ответственность
инансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В связи с этим они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер; одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Все рассмотренные специфические черты в комплексе характеризуют финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.
инансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и осуществляется всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в томспециальными контррльными органами при участииобщественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
инансы — в материальном выражении представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов едерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны. Сущность финансов проявляется в их функционировании в качестве экономического механизма. При таком подходе финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. инансам свойственны распределительная и контрольная функции. Помимо них называют регулирующую и стабилизационную функции (однако они находят свое проявление в вышеуказанных функциях).
онд социального страхования Р — государственный социальный внебюджетный фонд, имеющий статус специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве Р. Цель его создания — государственное гарантирование системы социального страхования и усиление контроля за правильностью и эффективностью расходования средств. Источники средств — обязательные и добровольные платежи и иные поступления. К обязательным платежам относятся — ЕСН в части, подлежащей зачислению в указанный фонд, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Положение о фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства Р декабря
1994 г.). Средства фонда используются на выплату гарантированных пособий.
онды обязательного медицинского страхования — государ ственные социальные внебюджетные фонды, включающие едеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Созданы в соответствии с Законом Р «О медицинском страховании граждан в Российской едерации» в целях аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Действуют на основе Устава едерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Р от 29 июля 1998 г. и Положения о территориальном фонде обязательного страхования, утвержденного постановлением ВС
Р от 24 февраля 1993 г. Источниками средств фондов выступают: ЕСН в части, подлежащей зачислению вуказанные фонды; средства из федерального бюджета на выполнение федеральных программ обязательного медицинского страхования; добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от использования временно свободных средств едерального и т. п. инансовые средства фондов находятся в государственной собственности Р, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.


НАЗАД;
ВПЕРЕД