Д

| Правовой портал "Правопорядок" | Д |
«
»
Д

енежная система — это форма организации денежного обращения, т. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. енежная система любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функци денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства. енежная система государства отражает состояние его экономики. Источником правового регулирования российской денежной системы являются Конституция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
енежная эмиссия — это процесс выпуска денежных знаков в обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Конституция. РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости В Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и всеми его активами. На Банк Россиивозлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. Функции эмиссионного кассового регулирования денежной массы выполняют расчетнокассовые центры. РКЦ создаются при головных территориальных управлениях Центрального банка РФ.

енежное обращение — это движение денежной массы в пределах территории страны в наличной и безналичной формах. Обращение наличных денег регулируется ГК РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», Положением ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подлежат ограничению —. в настоящее время не более 60 тыс. руб. по одной сделке (см.: Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»). Безналичные расчеты — расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
обровольное страхование — договорные отношения между страховыми организациями (страховщиками) и юридическими и физическими лицами и др. (страхователями) по защите имущественных интересов последних при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет средств страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов, а также за счет иных средств страховщиков. Общие положения’о добровольном страховании содержатся в гл. 48 ГК РФ и Законе РФ «Об организации страхового дела». На условиях добровольного страхования могут быть застрахованы (т. е. выступать в качестве объекта страхования) имущественные интересы, не противоречащие законодательству РФ. В ст. 928 ГК РФ закреплен перечень интересов, страхование которых не допускается: 1) страхование противоправных интересов; 2) страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари; 3) страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Финансовым правом регулируются вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в том числе создание резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.
отация в межбюджетных отношениях — бюджетные средства, Предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).
оходы государственного и муниципального бюджета подразделяются: а) по источникам — на доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; от государственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме — на налоговые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет — на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сбалансирования его доходов и расходов (см. Бюджетное регулирование). Различают также собственные и заемные средства бюджета.


НАЗАД;
ВПЕРЕД