Б

| Правовой портал "Правопорядок" | Б |
«
»
Б

анковская система РФ — совокупность действующих на территории РФ организаций, полномочных осуществлять банковские операции (аккумуляцию свободных денежных средств юридических и физических лиц, кредитование, расчеты и др.). Эта система включает два уровня: а) Центральный банк РФ (анк России) (см.) и б) кредитные организации (см.), а также филиалы и представительства иностранных банков (см. Федеральный закон «О банках и банковской
анковский кредит — это договорное обязательство, в соответствии с Которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Осуществляется в соответствии с принципами: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целенаправленности (федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (анке России)»; Положение Ц РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»). Применяются также обычаи делового оборота.

юджет. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы страны. В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ресурсами выполнения общезначимых государственных и муниципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех экономических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием названных денежных фондов.
Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующего закона, местные бюджеты — в форме решения органа местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в казны,соответственно — федеральной, субъекта РФ или муниципальной.
юджетная классификация законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В Российской Федерации действует единая бюджетная классификация, что обуслрвлено единством бюджетной системы РФ, требующим сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; имеет важное значение для реализации единой финансовой политики в стране. Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Соответственно классификации доходы подразделяются на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В отношении расходов выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации (Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; гл. 4 К РФ).
юджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований — это принадлежащие им в лице соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления полномочия по формированию и реализаций ственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством Эти полномочия определяют бюджетно-правовой статус названных субъектов. Основой данного статуса является право на самостоятельный бюджет, из которого вытекают права на получение доходов и их использование соответственно задачам и функциям государственного или муниципального образования. На каждом уровне бюджетная компетенция имеет свои особенности (гл. 2 К РФ).
юджетная система (структура) РФ как федеративного государства — установленная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве действии местного самоуправления. юджетная система РФ основана на принципах единства, самостоятельности бюджетов, разграничении доходов и расходов между уровнямибюджетной системы и др. (ст. 28 К РФ). В унитарных государствах действует двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местные бюджеты.
К Рф, помимо бюджетов, включил в состав бюджетной системы РФ также бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов (ст. 10, 13 К РФ).
юджетное обязательство — расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 К РФ). юджетное обязательство имеет определенный лимит, соответствующий объему бюджетных ассигнований по предусмотренным расходам на период, не превышающий квартал. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия (ст. 222—224 К РФ).
юджетное право — подотрасль российского финансового права, нормы которой регулируют бюджетную систему и бюджетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс (см.). Основано на конституционных принципах федерализма и местного самоуправления. В бюджетном праве выделяются нормы: а) материальные (закрепляющие систему бюджетов, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и б) процессуальные, закрепляющие порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения и т. д.
Источниками бюджетного права является система правовых актов, состоящая из трех уровней: федерального и регионального (субъектов РФ) законодательства и правовых актов органов местного самоуправления. Основой их всех является Конституция РФ. Своей важной ролью среди них выделяется К РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране, и введенный в действие с 1 января 2000 г.
юджетное регулирование — распределение доходов между бюджетами в процессе их формирования, осуществляемое вышестоящим органом государственной власти или местного самоуправления в отношении нижестоящих бюджетов в целях сбалансирования их доходов и расходов. В этих целях используются процентные отчисления от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, передаваемые для зачисления в нижестоящий бюджет, В настоящее время широко распространен другой метод — прямой финансовой помощи нижестоящим бюджетам путем выделения фиксированной денежной суммы в форме дотаций, субвенций и субсидий (см.). В этих целях создаются в бюджетах вышестоящего уровня фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований соответственно (ст. 48 К РФ). В процессе бюджетного регулирования складываются межбюджетные отношения (ст. 6 К РФ).
юджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
юджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (см.). К бюджетным учреждениям относятся школы, вузы, больницы и др. юджетное учреждение в процессе исполнения бюджета является получателем бюджетных средств (ст. 161—163 К РФ).
юджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Носители юридических прав и обязанностей в этих правоотношениях именуются субъектами бюджетного права (бюджетных правоотношений). К ним относятся: а) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования; б) органы государственной власти и местного самоуправления; в) получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств; г) Центральный банк РФ и другие органы денежно-кредитного регулирования. Основное право — право на соответствующий бюджет принадлежит государству в целом, государственному или муниципальному образованию.
Особенности бюджетных правоотношений проявляются в их субъектном составе и содержании: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда, имеющего общее значение для соответствующей территории; б) в бюджетных правоотношениях участвуют (в лице соответствующих органов власти) государство, государственные и муниципальные образования как носители права на самостоятельный бюджет; в) права и обязанности всех субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования.
юджетные целевые фонды — это централизованные денежные фонды, образуемые в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются по строго целевому назначению (см. ст. 133, 137, 138, 140 К РФ; ст. 6, 46, 51 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).
юджетный (финансовый) год — период действия утвержденного равный по российскому законодательству календарному году — с 1 января по 31 декабря (ст. 12 К РФ).
юджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юриди лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 К РФ).
юджетный процесс — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета. К РФ (ст. 6) при определении бюджетного процесса исключает из него стадию утверждения отчета исполнении бюджета, но предусматривает стадию контроля за его исполнением. Кроме того, в соответствии с К процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов (но не муниципальных) (см.: часть третья К РФ; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федера в гг., постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г.).


НАЗАД;
ВПЕРЕД