§ 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог)

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог) |
§ 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог)

Единый сельскохозяйственный налог регулируется гл. 261 НК РФ. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается сельскохозяйственными производителями владение, пользование и распоряжение сельскохозяйственными угодьями. Первоначально гл. 26′ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», вступившая в силу с 1 января 2003 г., была принята в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. Отметим, что данная глава в ее первоначальном варианте предусматривала достаточно сложный механизм применения новой системы обложения единым сельскохозяйственным налогом (далее — ЕСХН). Это было обусловлено закрепленным в ней требованием вводить ЕСХН на основе законов субъектов РФ, устанавливающих правило об исчислении данного налога с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих субъектах не была разработана. Поэтому впоследствии Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. была принята новая редакция указанной главы, принципиально отличающаяся от ранее действующей и учитывающая положения гл.262 «Об упрощенной системе налогообложения» НК РФ. Введение единого сельскохозяйственного налога обусловлено стремлением законодателя создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей особый механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

В соответствии с новой редакцией главы, вступившей в силу с 1 января 2004 г., ее нормы являются нормами прямого действия и в ней нет правила о введении ЕСХН на основе принятия соответствующего законодательства субъектов РФ. Переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН, как и возврат на общеустановленную систему налогообложения, осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке на основании уведомления, подаваемого в налоговый орган, в котором осуществляется такой переход.
Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и индиви предприниматели: а) занимающиеся производством подакцизных товаров; б) переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. НК РФ; в) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), единого социального налога, налога на имущество, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иные налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения.
Единственным критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70% от общего объема доходов от реализации. К указанНЫМ производителям относятся также и сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы). Для них установлена специальная методика определения доли дохода от реализации продукции первичной переработки в общем объеме произведенной ими соответствующей продукции.
Объектом обложения ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Соответственно налоговая база в данном случае — денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы — в соответствии с п. 2 ст. 3465 НК РФ. Заметим, что этот порядок, а также перечень доходов, принимаемых к налоговому учету, перечень и порядок признания расходов на приобретение основных средств практически полностью идентичны соответствующим элементам упрощенной системы налогообложения. Перечень расходов, учитываемых при налогообложении, ограничен. При этом они должны соответствовать определенным критериям: быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Ставка ЕСХН устанавливается в размере 6% от налоговой базы. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, установлена поэтапная дифференциация ставок налога на прибыль по деятельности от производства и переработки собственной сельхозпродукции до 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 284).
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — полугодие. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН. Организациями представляются налоговые декларации не позднее 31. марта следующего года, а индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, т. е. 25 июля. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии со ст. 48 Б К РФ.
§ 5 . Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Федеральным законом от 6 июня 2003 г. раздел НК РФ был дополнен гл. 264 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», которая вступила в действие с момента опубликования вышеназванного закона (т. е. с 10 июня 2003 г.) .
Согласно законодательству налогообложение некоторых субъектов в виде уплаты законно установленных налогов и сборов может быть заменено иной формой выполнения данной обязанности. В частности, это касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции взимание ряда налогов и других обязательных платежей заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» . До вступления в силу гл. 264 порядок уплаты налогов инвесторами регулировался конкретным соглашением о разделе продукции, являющимся договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом под продукцией понимается полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и по своему качеству соответствующее предусмотренным стандартам.
В качестве инвестора в соответствии с НК РФ подразумевается юридическое лицо или объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных Заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.
Соглашения должны отвечать следующим условиям: 1) заключаться после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся (в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»); 2) долю государства в об объеме произведенной продукции определять не менее 32% общего количества произведенной продукции (п. 2 ст. 8 указанного Закона); 3) предусматривать увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Под налогоплательщиками и плательщикамис^ров, уплачиваемых применении рассматриваемого специального налогового режима, в соответствии с НК РФ признаются организации, являющиеся инвесторами и пользователями недр на условиях соглашения. При этом налогоплательщики вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору с его согласия, на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Данный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена названной главой НК РФ. Как правило, в любом случае инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: НДС; налог на прибыль организаций; ЕСН; налог на добычу полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; плату за пользование водными объектами; государственную пошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье. Однако суммы уплаченных инвестором НДС, ЕСН, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ.
Полностью инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления. Инвестор не уплачивает также налог на имущество организаций в отношении основных средств, которые используются исключительно осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств, используемых исключительно для целей соглашения. В случае, если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат эквивалентному возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ.
НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и. уплаты налога на добычу полезных ископаемых при соглашений. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению. Закреплены также особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений (ст. 34638) и НДС (ст. 34639).
Налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в налоговые органы по местонахождению участка недр (ст. 34635 НК РФ). Не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, налогоплательщик представляет в налоговые органы программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год.