§ 1. Федеральные налоги

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Федеральные налоги |
§ 1. Федеральные налоги

К федеральным налогам, полностью зачисляемым в бюджет РФ, относятся налог на добавленную стоимость (далее — НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами.
Налог на добавленную стоимость. НДС регулируется гл. 21 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 г. НДС является косвенным налогом. Фактическими его плательщиками являются потребители товаров, работ, услуг. Юридическими, т. е. вносящими налог в бюджет, налогоплательщиками НДС выступают:
1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через границу РФ, определяемые в соответствии с TK РФ (ст. 143 НКРФ).
Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
2) передача на территории РФ товаров (работ, услуг) собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительномонтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. НДС взимается как при возмездной, так и при безвозмездной реализации товаров (работ, услуг).

НК РФ установлен достаточно обширный перечень операций, которые не соотносятся с понятием объекта налогообложения НДС. Так, например, не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
На основании ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения. К таким операциям отнесены, например, реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. В случае, если налогоплательщиком осуществляются одновременно операции, подлежащие налогообложению и освобождаемые от налогообложения, то он обязан вести их раздельный учет. При перемещении товаров через таможенную границу РФ установлены особенности взимания НДС (ст. 151 НК РФ).
Налоговая база при реализации товаров определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При передаче товаров (работ и услуг) для собственных нужд налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с НК РФ (гл. 21), а при ввозе товаров на таможенную территорию РФ — соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ. При реализации товаров с применением различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка определяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Выручка (расходы) в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрально го банка РФ.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (ст. 40 НК РФ). Аналогично определяется налоговая база по товарообменным (бартерным) операциям, операциям на безвозмездной основе и т. п.
Налоговый период (ст. 163 НК РФ) — календарный месяц. Однако для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 1 млн руб., налоговый период равен кварталу. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта обложения. Они могут быть в размере 0, 10 и 18%. Отметим, что до 2004 г. максимальная ставка НДС составляла не 18, а 20%. Ставка 0% применяется при реализации: товаров (за исключением нефти), вывезенных в таможенном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, и проч. (п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 10% — при реализации: определенных продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением рекламного или эротического характера; медицинских товаров. По максимальной ставке 18% НДС уплачивается при реализации товаров, не входящих в перечни товаров, облагаемых по ставкам 0 либо 10% (п. 1,2 ст. 164 НК РФ).
При расчете НДС предусмотрено применение налоговых вычетов (ст. 172). Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, разница подлежит возмещению, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода. Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы ст. 174 НК РФ. По общему правилу уплата — не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, иное не предусмотрено
НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Акцизы. Взимание акцизов осуществляется на основании гл. 22 НК РФ. Акцизы, как и НДС, являются косвенными налогами. В отличие от НДС, который уплачивается на каждом этапе производства и реализации товаров и услуг, акцизы страняются на четко определенный перечень видов товаров и уплачиваются их производителями единовременно («разово»). Традиционно акцизы вводятся на товары, относящиеся к предметам роскоши либо пользующиеся повышенным спросом.
В связи с этим акцизам принадлежит особая функция по регулированию (ограничению) сверхприбылей, а также спроса на определенные виды товаров (спиртные, табачные изделия и пр.). Согласно НК РФ (ст. 179) налогоплательщиками акцизов являются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с РФ. НК РФ определяет перечень подакцизных товаров — спирт этиловый, алкогольная продукция, ювелирные изделия, автомобили легковые и т. д. (ст. 181). Объектом налогообложения являются операции с ними — реализация, оприходование и др., осуществляемые организацией или индивидуальным предпринимателем (ст. 182).
В НК РФ определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Например, передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным нал ого плательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации и др. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Налоговым периодом по НДС признается календарный месяц.
Налогообложение каждого вида товаров осуществляется по различным ставкам, которые устанавливаются либо в процентах, либо рублях и копейках за единицу измерения (ст. 193 НК РФ). Предусматривается внесение и авансовых платежей. Порядок исчисления акцизов регулируется ст. 194 НК РФ.
По акцизам, как и по НДС, предусмотрены налоговые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем по товаров (за исключением нефтепродуктов), в том числе возврата в течение гарантийного срока, или отказа от них. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода (ст. 194 НК РФ).
Сроки и порядок уплаты акциза регламентированы ст. 204 НК РФ. правило, уплата производится не позднее 25го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25го числа второго месяца, а имеющие только свидетельство на розничную реализацию — не позднее 10го числа месяца, следующего за истекшим итоговым периодом. Особый порядок уплаты акциза установлен при реализации (передаче) продукции. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период.
Налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц, именовавшийся до принятия НК РФ подоходным налогом, в настоящее время регулируется гл. 23 упомянутого Кодекса. Этот федеральный налог по форме обложения является прямым налогом, взимаемым непосредственно с доходов тех лиц, которые их получают.
Налогоплательщики данного налога: 1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ; 2) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК).
НК РФ закрепляет понятие и классификацию доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации. Так, например, к первым относятся доходы, полученные от использования в России авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду использования имущества, находящегося в
России, и др. А ко вторым — те же доходы, но от использования прав и имущества за пределами России.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в России (или) от источников за ее пределами — физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Налоговая база устанавливается с учетом всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с НК РФ. При налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. При натуральной форме дохода налоговая база устанавливается как стоимость товаров, иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых ст. 40 НК РФ (т. е. либо по цене сделки, определенной договором, либо по рыночным ценам). Под материальной выгодой понимается, например, выгода, полученная от экономии процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей и пр. Налоговая база в данном случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату получения средств, над суммой процентов, установленной договором. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
НК РФ (ст. 217) предусмотрен достаточно обширный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. Например, многие виды государственных пособий и пенсий; алименты, получаемые налогоплательщиками, и пр. Кроме того, для определения налоговой базы применяются вычеты, которые подразделяются на стандартные (например, для лиц с невысоким уровнем дохода), социальные (например, вычет из облагаемой базы сумм оплаты обучения, лечения), имущественные (например, вычет сумм, полученных от продажи квартир, дач), профессиональные (применяются в отношении доходов некоторых категорий налогоплательщиков в установленных размерах, например, части авторского вознаграждения) (ст. 218—221 НКРФ).
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от статуса физического лица как налогоплательщика и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 6, 13, 30 и 35%. Размер основной ставки — 13%. Он не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода. Ставка 35% применяется при получении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ по рублевым вкладам, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте и др. (п. 2 ст. 212 НК РФ). Ставка 30% — при получении доходов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и 6% — доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов (с 1 января 2005 г. — 9%).
НК РФ закреплены особенности взимания налога: 1) работающих по трудовому либо гражданско-правовому договору и 2) индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. С доходов первых налог удерживается налоговыми агентами, а вторые уплачивают налог самостоятельно на основе налоговых деклараций. Сроки уплаты налога первых совпадают с днем фактических выплат (зарплаты и т. п.), а вторых — со сроками подачи налоговых деклараций, т.. е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, исчисленная на основе налоговой декларации, уплачивается в бюджет не позднее 15 июля. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, сроки и размеры которых подробно регламентированы НК РФ.
Налог на операции с ценными бумагами. Порядок исчисления и уплаты указанного налога регламентирован Законом РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» (в ред. Федерального закона от 18 октября 1995 г.) . В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» данный налог относится к числу федеральных. В системе налогов и сборов, закрепленной в настоящее время НК РФ (ст. 12—15), налог на операции с ценными бумагами не указан. Первоначально предполагалось, что он должен быть заменен налогом на доходы с капитала. Однако и в новой редакции ст. 12—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005, г.) он не включен в систему налогов и сборов.
Плательщики налога — юридические лица — эмитенты ценных бумаг. Под эмиссией в данном случае понимают установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг . Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Данная норма Закона распространяется на акции акционерных обществ, облигации, иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации.
Закон устанавливает перечень случаев, когда выпуск ценных бумаг данным налогом не облагается. К ним, в частности, относятся: выпуск ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ; выпуск государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов, муниципальных ценных бумаг и др. Ставка налога 1 января 2004 г. — 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки.
Налог уплачивается одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В связи с этим указанный налог имеет сходство с регистрационной пошлиной, так как «он уплачивается ^сключитель но при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг и одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии.