§ 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники |
§ 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.
Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные целевые фонды.
Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в НК РФ в качестве основных Начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного К таким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие: 1) обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения при учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов; 2) недопустимость дискриминационного характера налогообложения и различного его применения, исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев, а также установления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; 3) недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав; 4) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ; 5) приоритетность НК РФ в установлении, изменении и отмене налогов и сборов всех уровней; 6) необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), и в каком размере он должен платить; 7) толкование всех сомнений, противоречий и неясностей законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора); 8) необходимость четкого определения круга налогоплательщиков (плательщиков сборов) и всех элементов налогообложения при установлении налогов и сборов. Согласно ст. 17 НК РФ к названным элементам относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Только при соблюдении этих условий налог считается установленным.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком. Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить индивидуального характера. По федеральным налогам они устанавливаются федеральным законодательством.
Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по региональным и местным налогам соответственно могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, с указанием оснований их использования налогоплательщиком в порядке и пределах, предусмотренных ст. 12 НК РФ.
С принятием РФ оформилось выделение Общей и Особенной частей налогового права: часть первая НК РФ, в сущности, относится к Общей части налогового права, а часть вторая, урегулировавшая конкретные налоговые платежи, — к Особенной.
Состав источников права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране. источниками налогового права являются НК РФ и другие федеральные законодательные акты, а также принятые на их основе субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
К источникам налогового права относятся и международные договоры (например, договоры об избежании двойного налогб обложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов). Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и правила (ст. 15 Конституции РФ).
Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он урегулировал налоговые отношения комплексно, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте и явился предшественником НК РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1999 г. Эта часть Кодекса предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
С 1 января 2001 г. начали вводиться в действие главы части второй НК РФ, посвященные конкретным налогам . Вместе с тем в отношении системы налогов и сборов в целом, а также не охваченных введенными в действие главами второй части НК РФ, продолжают действовать Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (до 1 января 2005 г.) и принятые на его основе законы о конкретных налогах. Помимо того, в отношении налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяются ТК РФ и Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе».
В систему нормативных правовых актов о налогах и сборах входят законы Российской Федерации и ее субъектов, а также решения представительных органов местного самоуправления. При внесении изменений в эти акты они не имеют обратной силы в случаях ухудшения положения плательщиков налогов и сборов, и, напротив, при улучшении их положения, если это прямо предусмотрено, такие акты могут иметь обратную силу (ст. 5 НК РФ).
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, вопросы налогообложения регулируются постановлениями Правительства РФ (например, установление ставок авансового платежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам товаров). Однако эти акты и акты других органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
НК РФ особо выделяет правовые акты финансовых и налоговых органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, непосредственно обеспечивающих осуществление процесса налогообложения. Эти органы издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, что должно способствовать четкому исполнению законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем в НК РФ особо указано, что названные акты не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах» (п. 2 ст. 4).