§ 1. Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов |
§ 1. Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов

Для выполнения задач и функций государства и муниципальных образований необходимы финансовые ресурсы. Поэтому в их собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений, которые становятся соответственно государственными или муниципальными доходами. В процессе формирования этих доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на разных формах собственности — частной, государственной, муниципальной, общественной. Помимо этого, используется и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т. д. Источники формирования государственных и муниципальных доходов являются результатом имеющей законодательную основу деятельности юридических и физических лиц в разных областях производства, иных сферах общественной жизни.

В формировании доходов государства и муниципальных образований участвуют все звенья финансовой системы. По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов представляет совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим. В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами власти и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.
К числу актов общего значения относятся К РФ и НК РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (действует до 1 января 2005 г.). БК РФ содержит нормы о распределении бюджетных доходов в бюджетной системе, Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» группирует их по видам. Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств , определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприя тиямии т. д.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых фондов и их источников определены в БК РФ и НК РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления» и др.
Наряду с этим действуют законодательные и другие правовые акты различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов. Помимо федеральных, к ним относятся акты регионального и муниципального уровней, принимаемые соответственно разграничению предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.