§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий |
§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшие отражение в законодательстве. Это следующие принципы.
1. Принцип финансовой самостоятельности предприятий, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.
2. Принципы планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов). В необходимых случаях унитарные предприятия вправе осуществлять в установленном порядке (по согласованию с собственником имущества) заимствования средств: а) в формах банковского кредита; б) бюджетных кредитов, предоставленных условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ; в) путем размещения облигаций или выдачи векселей. Вместе с тем в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов соответствующих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 13) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
5. Принцип разграничения финансовыхресурсов предприятия и финансовых ресурсов (казны) государства или муниципального образования (п.4ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
6. Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности, и для капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств.
7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях — органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.
8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства, социального развития и соответствующего использования финансовых ресурсов. Так, ТрК РФ (ст. 2), исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется законодательно го акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Однако принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» в значительной мере устранил этот пробел. Детальное урегулирование на законодательном уровне в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с входящими в систему налогов и сборов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти, а также акты самих отраслевых государственных органов. На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существенное значение имеют уставы унитарных, в том числе казенных, предприятий, утверждаемые уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
7 Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятия финансов предприятий. Назовите их как звена финансовой системы РФ.
2. Какова роль финансов предприятий?
3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?
4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
5. На основании законодательства назовите источники средств, за счет которых формируется уставный фонд унитарного предприятия.
6. Дайте определение понятия финансовой деятельности предприятия. Каково ее содержание?
7. Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных унитарных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.
8. В каких формах и в каком порядке государственные и муниципальные предприятия осуществляют заимствования средств? Ответ дайте на основании законодательства.
9. Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в отношении финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий?
10. Каковы особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий в сравнении с казенными предприятиями? Ответ дайте на основе законодательства.
11. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
12. На какие цели используются финансовые ресурсы государственных и муниципальных предприятий?
13. С какими органами государственной власти и местного самоуправления вступают в финансовые правоотношения государственные и муниципальные унитарные предприятия?
14. Что означает самоокупаемость и самофинансирование применительно к государственным и муниципальным предприятиям?
15. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и муниципальные предприятия?
16. Проведите анализ Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия в аспекте правового режима финансов государственного унитарного предприятия; аналогичную проведите с уставом унитарного предприятия регионального и муниципального уровня.
17. Сделайте подборку правовых актов регионального и муниципального уровня, регулирующих правовой режим соответствующих унитарных предприятий.