§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов |
§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

В структуре российской финансовой системы государственные и муниципальные внебюджетные целевые денежные фонды являются ее самостоятельным звеном. Впервые они стали формироваться в начале 90х гг. еще в СССР, воспринимая зарубежный опыт. В России названные фонды формируются как представительными, так и исполнительными органами власти. Целевые внебюджетные фонды используются для реализации финансовой политики государства и муниципальных образований. Они представляют собой обособленные по целевому использованию финансовыересурсы государства и муниципальных образований, используемые для решения их задач и функций. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные платежи, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — ассигнования из бюджета и пр. Следует отметить противоречивость норм БК РФ, определяющих государственные социальные фонды как часть бюджетной системы.
Единого нормативного акта, регулирующего правовой статус целевых государственных и муниципальных фондов, в РФ не принято. Отсутствует и какой-либо акт, содержащий перечень государственных и муниципальных внебюджетных фондов. К основным правовым источникам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных внебюджетных фондов, относятся: Конституция РФ, Б К РФ. Кроме того, действуют федеральные законы «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (следует иметь в виду, что с 1 января 2006 г. эти федеральные законы утрачивают силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также положения о конкретных внебюджетных фондах.

В Б К РФ (ст. 143—150) закреплены принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами, порядок составления, утверждения их бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Эти нормы распространяются на государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) образован в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. К основным правовым актам, регулирующим деятельность ПФР, относятся, помимо БК РФ, федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение и страхование (см. гл. 19 учебника), а также Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
На ПФР возложена обязанность по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» . ПФР осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий и т. п.
Источниками формирования средств ПФР являются обязательные и добровольные платежи. С 1 января 2001 г. взносы, зачисляемые в ПФР, уплачивались в составе единого социального налога.
С 1 января 2002 г. введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Средства ПФР используются на выплату государственных пенсий; на выплату в соответствии с действующим на территории России законодательством, межгосударствен нымн и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет.
За счет средств ПФР осуществляется материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов и другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. Правление ПФР утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Фонд социального страхования РФ до 90х гг. находился в ведении профсоюзов. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. он приобрел статус специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Источниками правового регулирования его деятельности в настоящее время являются: Б К РФ, федеральные законы о социальном страховании (см. гл. 19 учебника), а также Положение о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ 12 февраля 1994 г. Цель его создания — обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильностью и эффективностью расходования средств. Фонд осуществляет управление средствами государственного социального страхования.
Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются обязательные и добровольные платежи и иные поступления. К обязательным платежам относится единый социальный налог в части, подлежащей зачислению в указанный фонд, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К добровольным — пожертвования и добровольные взносы физических и юридических лиц. К иным поступлениям — доходы от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда, а также средства из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и др. Средства данного фонда используются на выплату гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Деятельностью Фонда социального страхования руководит председатель, назначаемый Правительством РФ, и правление. Правление фонда определяет приоритетные задачи его деятельности, направления совершенствования государственного социального страхования и др. Руководство региональными и отраслевыми отделениями фонда возложено на их управляющих.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствии с Законом РФ от 28июня 1991г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» . Они действуют на основе положений Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998г. и Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24февраля 1993 г. Цель их создания — аккумулирование финансовых средств для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонды созданы на двух уровнях: федеральном и региональном (субъектов РФ). Это осуществлено в целях выравнивания условий по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Источниками средств фондов обязательного медицинского страхования выступают: единый социальный налог в части, подлежащей зачислению в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; средства из федерального бюджета на выполнение федеральных программ обязательного медицинского страхования;
добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от использования временно свободных средств Федерального фонда и т. п.
Деятельностью фондов руководит правление и его постоянно действующий орган — исполнительная дирекция, возглавляемая исполнительным директором. Основными функциями правления Федерального фонда медицинского страхования являются: определение перспективных задач деятельности фонда, разработка проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования и т. д. На территориальные фонды возложены функции по определению перспектив деятельности указанных подразделений Фонда, согласование территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан с органами исполнительной власти и другими организациями. Контроль за деятельностью фондов возложен на ревизионные комиссии фондов. Кроме того, ежегодно по инициативе правлений указанных фондов назначаются аудиторские проверки. Отчеты о результатах проверок представляются соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе формировать региональные и муниципальные внебюджетные фонды. Их создание должно оформляться решениями соответствующих органов власти и местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.