§ 2. Общие правила формирования бюджета

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Общие правила формирования бюджета |
§ 2. Общие правила формирования бюджета

Существуют нормы, которые устанавливают общие правила формирования бюджета и правила, относящиеся к бюджету соответствующего уровня. Общие правила, закрепленные в БК РФ, касаются федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных (муниципальных) бюджетов. Общие правила базируются на конституционных положениях и бюджетном законодательстве. Законодательство, разграничивая полномочия представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджетного процесса, закрепляет за соответствующими исполнительными органами полномочия по составлению проектов и исполнению бюджетов (ст. 154 БК РФ). Рассмотрение же и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета является прерогативой представительных органов (ст. 153 БК РФ). Особые бюджетные полномочия принадлежат Банку России. Он совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, а также обслуживает счета бюджетов.

Составление проекта бюджета. Ответственность за составление проекта бюджета возложена на органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления).
Непосредственную работу по составлению проекта бюджета, по поручению органов исполнительной власти общей компетенции, осуществляют: на уровне Российской Федерации — Министерство финансов РФ; на уровне субъектов РФ — территориальные финансовые органы, на муниципальном уровне — финансовые управления либо финансовые отделы.
Составление бюджета основывается на целой системе финансово-экономических документов: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории, а также прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год. При этом Минфин России и соответствующие финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований до разработки проекта бюджета вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы, а также от государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц в целях своевременного и качественного формирования бюджетов. Срок представления проекта бюджета РФ — не позднее 26 августа. Субъекты РФ устанавливают свои сроки, как и муниципальные образования. К проекту бюджета любого уровня должны быть представлены определенные документы (ст. 182 БК РФ). Представительный орган, получив проект бюджета, направляет в Совет Федерации и Президенту РФ, а также Счетной палате РФ. организуется работа по составлению и представлению бюджета в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Рассмотрение проекта бюджета. Первоначально проект рассматривается комитетами Государственной Думы (соответствующими комитетами или комиссиями представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления). Обобщаю; щее мнение составляется профильными комитетами. В результате такого рассмотрения составляется заключение. Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов РФ вносят бюджет в форме проекта закона, поэтому заключение также имеет форму проекта закона. На муниципальном уровне — соответственно форму проекта рещения. Затем проходит рассмотрение проекта бюджета на заседаниях законодательного (представительного) органа (на уровне Российской Федерации — Государственной Думы) в четырех чтениях, для каждого из которых характерны свои первое чтение — дается характеристика общих показателей и оценка бюджета в целом; второе — рассмотрение проекта бюджета по основным направлениям; третье — рассмотрение более конкретных показателей бюджета; четвертое — принятие акта в целом .
В случае разногласий формируется согласительная комиссия. После рассмотрения проекта согласительной комиссией принимается соответствующий акт: закон о федеральном бюджете, закон о бюджете субъекта РФ, решение о бюджете соответствующего муниципального образования. Указанный финансово плановый акт должен быть опубликован. Закон (решение) о бюджете в силу с момента его подписания.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется: для федерального бюджета — БК РФ; бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ; местного бюджета — правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ. При этом ст. 187 БК РФ предусмотрено, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, а также правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) определенных показателей. К этим показателям, являющимся в соответствии со ст. БК РФ основными характеристиками бюджета, относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. Кроме того, Кодексом установлено, что в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены: расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств; иные показатели, определенные БК РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В проекте должны быть Определены следующие характеристики государственного муниципального долга: финансирования дефицита бюджета; верхнийпредел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным годом, а также другие предельные значения, предусмотренные Б К РФ, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. В отличие от ранее действующего законодательства, в БК РФ (ст. 190) подробно устанавливается порядок временного управления бюджетом, который применяется в случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года. Расходование средств в данном случае осуществляется из расчета одной четвертой на квартал (не более одной двенадцатой — в месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов РФ.
С 1 января 2007 г. в соответствии с гл. 19 БК РФ устанавливается особый порядок составления и утверждения бюджета субъекта РФ в условиях введения временной финансовой администрации (ст. 168 БК РФ), а также особый порядок исполнения указанного бюджета и осуществления контроля за его исполнением (ст. 168 ). С 1 января 2008 г. аналогичный порядок устанавливается в отношении муниципальных образований (п. 36 ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г.).