§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы |
§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

Государственный и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Эта деятельность состоит из стадий: составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Эти три стадии в совокупности называются формированием бюджета. Следующая стадия — исполнение бюджета. Заключительная стадия — утверждение отчета об исполнении бюджета — включает, в свою очередь, такие этапы: а) составление отчета об исполнении бюджета; рассмотрение отчета об исполнении бюджета; в) утверждение отчета об исполнении бюджета. Указанные стадии характерны для бюджета любого уровня. Каждая из них регулируется бюджетно-процессуальными нормами, закрепленными в БК РФ.
Таким образом, бюджетный процесс — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета.

Законодатель дает несколько иное определение бюджетного процесса, из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета и включая стадию контроля за его исполнением. При этом бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов, без упоминания муниципальных (см. ст. 6 БК РФ). Указанное определение, безусловно, требует корректировки.
Важно заметить, что в ближайшие годы предполагается осуществить реформу бюджетного процесса, что предусмотрено и закреплено специальной Концепцией его реформирования . Суть реформирования состоит в переходе от «управления ми ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Предполагается повысить ответственность и расширить самостоятельность участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В рамках концепции «управления результатами» бюджет будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования будут иметь строгую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). При этом основное внимание при их планировании будет уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Реформирование также включает переход к многолетнему бюджетному планированию четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В целом же, по замыслу законодателя, реформирование бюджетного процесса должно быть осуществлено по следующим направлениям: а) реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета; б) выделение бюджетов и принимаемых обязательств; в) совершенствование среднесрочного финансового планирования; г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Действующий БК РФ закрепляет распределение компетенции в бюджетного процесса между представительными и исполнительными органами власти. Так, на представительные органы власти в соответствии с Кодексом возлагаются правомочия по рассмотрению, утверждению и контролю, а на исполнительные — составлению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, а на принципах построения бюджетной системы, первые из которых получили закрепление в РФ, а вторые — в гл. 5 БК РФ (ст. 28). Среди первых можно назвать принципы демократизма, гуманизма, справедливости и т. д. Перечень принципов, на которых основана бюджетная система РФ, закреплен в ст. 28 БК РФ. К ним относятся следующие 11 принципов: 1) единства бюджетной РФ; 2) разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; 3) самостоятельности бюджетов; 4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов; 5) сбалансированности бюджета; эффективности и ности использования бюджетных средств; 7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8) гласности; 9) достоверности бюджета; 10) адресности и целевого характера бюджетных средств; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Помимо них следует назвать и такие специальные принципы бюджетного процесса: реальность; ежегод ность; специализация бюджетных показателей; взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития.
Соответственно названным принципам законодательство требует, чтобы представленные исполнительными органами проекты бюджетов были подкреплены расчетами о предполагаемых доходах, а при установлении (введении) новых расходов в обязательном порядке прилагались сведения об источниках предполагаемых доходов. Принцип сбалансированности — это соответствие доходов и расходов.
Соответственно принципу гласности бюджет и результаты его исполнения открыто и всесторонне обсуждаются представительными органами, в том числе и в средствах массовой информации. Этот принцип наиболее полно реализуется на стадиях рассмотрения и утверждения бюджета, а также утверждения отчета об исполнении бюджета. Учитывая, что и сам бюджет на текущий финансовый год, и отчет об исполнении бюджета прошедшего года принимаются в форме правовых актов представительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), т. е. законов либо решений, они подлежат обязательному опубликованию. Кроме того, если будет принято решение об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчета об его исполнении, причины принятия таких решений также подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
БК предусмотрено ежегодное составление и утверждение бюджета. Финансовый (бюджетный) год в Российской Федерации составляет 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Кроме того, в соответствии со ст. 12 БК РФ по прошествии года для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения данного бюджета, предоставляется один льготный месяц. Указанный льготный месяц в совокупности с финансовым годом принято называть счетным периодом. Принцип еже годности бюджета позволяет выявить ближайшие перспективы развития страны в условиях рыночных отношений и потому имеет важное экономическое значение.
Специализация бюджетных показателей означает необходимость конкретизации сумм бюджетных доходов по источникам, а бюджетных расходов — по целевому назначению. Указанный принцип реализуется на всех стадиях бюджетного процесса и имеет важное значение, так как в соответствии с ним определяются рамки деятельности соответствующих органов власти. Для реализации рассматриваемого принципа существует бюджетная классификация — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников дефицитов этих бюджетов, с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она регулируется БК РФ (гл. 4) и Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация необходима для обеспечения сопоставимости данных за предыдущий год внутри а также на международном уровне.
Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах предусмотрены меры по реформированию бюджетной классификации РФ и бюджетного учета. В указанной Концепции закреплены основные направления такого реформирования. Так, установлено, что новая бюджетная классификация должна быть направлена на: а) переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса администраторов бюджетных средств; б) приведение структуры расходов функциональной классификации в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами власти
(органами местного самоуправления); в) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов; ме того, предполагается отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом. Концепцией предусмотрено, что федеральным законом будут закрепляться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, коды экономической классификации и функциональной бюджетной классификации. Дальнейшая же структура классификации будет определяться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете.