§ 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений |
§ 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

Меры государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и в соответствующих случаях — восстановление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности щаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде ОН проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства): например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с организаций по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредитных организаций при нарушении установленных правил в денежно-кредитной сфере.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в финансовой деятельности государства, определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и РФ (ст. 3).
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют как административный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нормативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е. использовать административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ (подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II «Производство в суде первой инстанции»). Кодекс предусматривает возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения единолично судьей по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (ст. 121, 122 и др.).
Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров компетенции между государственными органами (без решения вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.
Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.
Таким образом, порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая государство и его органы.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Сформулируйте понятие финансово-правовой нормы (нормы финансового права).
2. Какие особенности свойственны нормам финансового права?
3. Что означает императивный характер финансово-правовых норм? В чем он проявляется? Приведите норм соответствующих видов.
4. Какие виды (группы) финансово-правовых норм выделяются в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений?
5. понимается под материальными процессуальными финансово-правовыми нормами? Приведите примеры таких норм.
6. Какова логическая структура финансово-правовой нормы? Проанализируйте каждый из ее элементов на примере конкретной финансово-правовой нормы.
7. Дайте определение финансово-правовых санкций. Каковы их виды? Приведите примеры.
8. Каковы особенности финансово-правовых санкций?
9. Каково соотношение понятий «финансово-правовая ответственность» и «правовая ответственность в области финансов», «финансовое правонарушение» и «правонарушение в области финансов»?
10. Сформулируйте понятие финансового правоотношения.
Какие особенности свойственны финансовым правоотношениям?
12. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Приведите примеры.
13. Рассмотрите классификационные виды финансовых правоотношений.
14. Определите понятие субъекта финансового права. Различаются ли между собою понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения»?
15. Кто относится к субъектам финансовых правоотношений? Какие выделяются их виды (группы)?
16. Субъектами каких финансовых правоотношений могут выступать граждане?
17. В финансовых правоотношениях субъектом права выступает непосредственно государство, муниципальное образование?
18. Какой порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых отношений установлен российским законодательством?
19. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто использует его?
20. В чем выражается судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто может воспользоваться таким порядком?
21. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права граждан — субъектов финансовых правоотношений?
22. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений?
23. Какова роль прокуратуры РФ в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений?