§ 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
§ 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В ч. 1 ст. 87 УК РФ определено понятие «несовершеннолетний» — это лицо, которому исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
В свою очередь, в ч. 1 ст. 20 УК РФ отмечается, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, а за ряд преступлений, исключительный перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, — с 14 лет149.
Так, С. Шишков справедливо отмечает, что к этим возрастным периодам человек обретает степень социальной зрело­сти, которая необходима для возложения на него уголовной ответственности. Он уже способен понимать суть уголовно-правовых запретов и последствий их нарушения, осознавать характер и значение своих действий, контролировать свое поведение. Социальная зрелость складывается из достаточного к тому времени уровня психофизиологического развития и приобретенного за эти годы социального опыта. Этих положений нет в тексте УК, но они подразумеваются законодателем.
Возрастные параметры, определенные ст. 20 УК РФ (16 и 14 лет), взяты законодателем, что называется, с запасом. Понимание запретности и наказуемости преступлений, а также способность к сознательно-волевому контролю своих поступков формируются у ребенка значительно раньше. Достаточно сказать, что в Англии нижняя возрастная граница уголовной ответственности — 10 лет. Презюмируется, что лица, не достигшие этого возраста, не в состоянии понимать характер и значение своих действий и считаются уголовно недееспособными. Презумпция уголовной недееспособности относится к разряду неопровержимых. Никакие ссылки на необычно раннее развитие ребенка моложе 10 лет, делающее его способным к должному разумению, в расчет приниматься не должны.

В возрасте от 10 до 14 лет уголовная ответственность, в принципе, возможна, но вопрос о ее применении решается индивидуально. В частности, обвинение обязано доказать факт осознания несовершеннолетним, что он совершает нечто «серьезно противозаконное». К примеру, одиннадцатилетний мальчик швырнул кирпичом в полицейских и пытался скрыться. Свои действия он считал относящимися к числу проступков, порицаемых родителями и запрещенных правилами школьной дисциплины, подобных битью стекол или прогуливанию уроков. Однако он не осознавал, что совершает преступление, и, следовательно, уголовной ответственности не подлежит.
В Германии нижняя возрастная граница на­ступления уголовной ответственности опре­делена в 14 лет. Но несовершеннолетний от 14 до 18 лет (по терминологии закона — «подросток») может быть привлечен к уголовной ответственности только в случае, когда он «по своему моральному и духовному развитию обладает достаточной зрелостью, чтобы понимать неправомерность содеянного и действовать в соответствии с этим пониманием» (§ 3 Закона о ювенальном суде). К «подросткам» согласно закону «могут быть приравнены» лица от 18 лет до 21 года по двум основаниям: 1) если в результате общей оценки личности правонарушителя и с учетом его социального окружения будет установлено, что уровень его духовного и морального развития аналогичен подростковому; 2) если само совершенное им деяние обусловлено поведением, свойственным подростковому возрасту (§ 105 Закона о ювенальном суде).
Таким образом, в Германии законодатель избрал способ решения вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних в чем-то схожий с английским, применяемым, однако, в Англии к лицам иной возрастной группы (10 -14 лет). И здесь, и там требуется в каждом случае устанавливать фактический уровень зрелости несовершеннолетнего. Особенность германского законодательства состоит в том, что критерии возрастной зрелости выражены в философско-этических категориях («моральное и духовное развитие») вместо гораздо более употребительных во многих странах естественно-научных характеристик (психологических или медицинских). Тем не менее, это обстоятельство не препятствует немецким судьям, решающим вопрос об уровне зрелости подростка, прибегать к психиатрической и психологической экспертизе.
Из приведенных примеров видно, что законодательное решение вопроса о возрасте наступления уголовной ответственности, в принципе, многовариантно. При необходимости прояснить или уточнить вариант решения, принятый в какой-то стране, следует прибегать к анализу текста национального законодательства и лежащей в его основе уголовно-правовой доктрины.
Установление (ст. 20 УК РФ) более высокого возраста в сравнении с тем, когда у человека впервые появляется способность к регулированию поведения, объясняется общегуманными соображениями. Несправедливо и негуманно квалифицировать в качестве преступного деяния малолетнего, подвергать его уголовному преследованию и наказанию и пр. В период подготовки УК РФ именно такого рода взгляды лежали в основе предложений об увеличении возраста уголовной ответственности по всем преступлениям до 16 и даже более лет. Они не были приняты, но сам факт их существования примечателен в рассматриваемом аспекте.
Следовательно, вывод о том, что фактический возраст несовершеннолетнего ниже его календарного возраста, вовсе не означает, что такое лицо лишено способности должным образом контролировать свои действия. Упомянутый «запас» как бы нивелирует уголовно-правовую значимость индивидуальных различий в социально-психологическом развитии, лишая их статуса обстоятельства, освобождающего от ответственности.
В то же время закономерен вопрос: как тогда поступать в случаях, если у несовершеннолетнего обнаружено отставание в психическом развитии, способное влиять на его поведение? Ответ содержится в действующем УК, и он состоит в следующем.
Если задержка в психическом развитии незначительна, то уголовный закон не признает ее обстоятельством, освобождающим от ответственности (подобные состояния могут учитываться в качестве одного из обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (п. 3 ст. 68 УПК). При более тяжелых по глубине поражения психики задержках психического развития уголовно-правовое значение последних обусловлено их характером. Болезненные нарушения (психические расстройства), в зависимости от тяжести, исключают вменяемость (ст. 21 УПК) или ограничивают ее (ст. 22 УПК). Неболезненные состояния предусмотрены ч. 3 ст. 20 УК РФ, где они именуются «отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством» и влекут освобождение от ответственности, если лишают подростка способности «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими».
В свою очередь, И. Кудрявцев и М. Морозова обращают внимание на то, что же понимать под формулировкой «отставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством». Не ясно, речь идет только о задержках развития или и о других видах нарушенного развития: недораз­витии, поврежденном развитии или асинхронии, которая ведет за собой дисгармоничность и искажение развития.
Нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ и ст. 22 УК РФ не согласованы. При сравнении экспертных оценок, основанных на ч. 3 ст. 20 УК РФ, с возможными решениями, вытекающими из ст. 22 УК РФ, становится очевидной неравноценность и неэквивалентность правовых последствий применения норм данных статей. Подросток, не страдающий психическим расстройством, но обнаруживающий отставание в психическом развитии вследствие педагогической и социальной запущенности, особенностей воспитания и т.п., согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ должен быть освобожден от уголовной ответственности. В то время как несовершеннолетний, обнаруживающий признаки психофизического инфантилизма на органически неполноценной почве, других психических аномалий, страдающий олигофренией, а также находящийся в стадии глубокой ремиссии шизофренического процесса, признанный вменяемым по данному уголовному делу, но неспособным в полной мере понимать фактический характер и общественную опасность своих действий, подпадает под действие ст. 22 УК РФ. В соответствии со ст. 22 УК РФ он подлежит уголовной ответственности. Таким образом, лицо, неспособное в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности, а лицо, обнаруживающее те же самые признаки, но (на его беду) страдающее каким-либо психическим расстройством, подлежит уголовной ответственности и наказанию.
Отсутствие каких-либо законодательно предусмотренных мер, снижающих социальную опасность несовершеннолетнего правонарушителя, — еще одна проблема, вытекающая из реализации ст. 20 УК РФ. Несовершеннолетний, в отношении которого принято экспертное решение о применении ч. 3 ст. 20 УК РФ, не подлежит уголовной ответственности и в связи с этим к нему невозможно применить даже меры принудительного воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). Однако такой субъект обычно является социально опасным. Достаточно ли в этом случае просто освободить подростка от уголовной ответственности и поставить его на учет в отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), не будем ли мы иметь в скором времени рецидив преступного поведения? На наш взгляд, в таких случаях в отношении указанного контингента должны быть введены нормы, позволяющие либо временно изолировать несовершеннолетнего от его микросреды (спецшкола, спецучилище), либо обеспечить специальный воспитательный контроль и наблюдение. Для этого необходимо создание особой службы, задачей которой являлась бы социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних, профилактика правонарушений.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются и при ее реализации. В соответствии с ч. 2 ст. 87 УК РФ несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
В УК РФ не предусмотрено каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако перечень наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, по сравнению с лицами, достигшими 18-летенего возраста, существенно ограничен.
В статье 88 УК РФ выделяется шесть видов наказаний, которые могут быть им назначены: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
Первые два вида относятся к группе смешанных видов наказания и могут быть как основными, так и дополнительными в зависимости от того, в каком качестве они указанны в статьях УК РФ. Остальные четыре являются основными.
В отличие от взрослых к несовершеннолетним не применяются: лишение права занимать определенные должности; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
С учетом того, что понятие отдельных видов наказаний, сроки и условия их назначения во многом совпадают с аналогичными видами, назначаемыми взрослым, остановимся лишь на особенностях, характерных для несовершеннолетних.
1. Штраф назначается только при наличии самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Размер штрафа — от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев (ч. 2 ст. 88 УК РФ).
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью как вид наказания включен в перечень наказаний, указанных в ч. 1 ст. 88 УК РФ, однако содержание лишения права заниматься определенной деятельностью, его сроки и порядок назначения применительно к несовершеннолетнему в законе не установлены. Следовательно, при назначении данного вида наказания необходимо руководствоваться положениями ст. 47 УК РФ.
3. Обязательные работы заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетнего работ и назначаются на срок от 40 до 160 часов. Отбываются они несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время. Ежедневная их продолжительность дифференцирована в зависимости от возраста осужденного и составляет: в возрасте до 15 лет — не более двух часов; в возрасте от 15 до 16 лет — не более трех часов (ч. 2 ст. 88 УК РФ). В отношении лиц в возрасте от 16 до 18 лет действует общее положение, закрепленное в ст. 49 УК РФ: обязательные работы отбываются не более четырех часов в день. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания обязательных работ применяется общее правило: они заменяются арестом (ч. 3 ст. 49 УК РФ). Их замена ограничением свободы невозможна, поскольку этот вид наказания в силу ст. 88 УК РФ не применяется к несовершеннолетним.
4. Исправительные работы назначаются на срок до одного года. Минимальный размер, как и для взрослых, — 2 месяца. Удержания из заработной платы производятся в пределах от 5 до 20%. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержаний должен назначаться с учетом материального положения, наличия семьи, в частности, родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле за ходом его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной (городской) администрации (ч. 4 ст. 88 УК РФ).
5. Арест является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству. Он назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев (ч. 5 ст. 88 УК РФ). Арест по своей юридической природе является наказанием, близким к лишению свободы. Арестованный по приговору суда ограничивается в свободе передвижения, выборе занятий. Местом его пребывания становятся специально отведенные учреждения, дислоцированные в районе постоянного жительства осужденного. Краткий период не позволяет рассчитывать на проведение активной воспитательной работы с подростком. Предупредительное воздействие должна оказать неотвратимость изоляции на определенное, пусть даже непродолжительное время. Арест применяется к несовершеннолетним при наличии двух условий, одно из которых — возраст — непосредственно указано в законе. Преступление, таким образом, может быть совершено и в более раннем возрасте, но к моменту провозглашения приговора подсудимому должно исполниться 16 лет. Вторым условием является характер и сте­пень общественной опасности преступления и преступника.
Арест надо применять в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в преступлении небольшой тяжести, нуждается для исправления во временной изоляции от той среды, которая способствовала совершению им преступления. Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т. п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.
6. Лишение свободы. Предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Минимальный — 6 месяцев. Наказание отбывается в воспитательных колониях (ч. 6 ст. 88 УК РФ).
Условия отбывания несовершеннолетними наказания в указанных колониях определен ст. 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В ст. 139 УИК предусмотрена возможность оставления в воспитательной колонии осужденных к лишению свободы, достигших возраста 18 лет, но не более чем по достижении ими возраста 21 года.
Отрицательно характеризующиеся осужденные указанной категории решением суда переводятся в исправительную колонию (ст. 140 УИК).
В соответствии с ч. 1 ст. 89 УК РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. В законе не оговариваются виды наказаний, следовательно, суд вправе адресовать свои рекомендации любому органу, исполняющему назначенное осужденному наказание из числа предусмотренных ст. 88 УК РФ. Эти указания основываются на особенностях личности несовершеннолетнего, например, уровне интеллектуального развития, наличии психических заболеваний (не исключающих вменяемости), состоянии эмоционально-волевой сферы, склонности и способности к определенному виду деятельности, импульсивности, внушаемости и т.д.
Наказание несовершеннолетнему назначается исходя из общих начал, закрепленных в ст. 60 УК РФ. Но наряду с ними закон обязывает учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство подлежит оценке в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89 УК РФ).
На выбор вида, срока или размера наказания влияют причины и условия, способствовавшие совершению преступления. В частности, суд должен учитывать источник возникновения у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т.д.); обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла (например, подстрекательство) и создали благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки воспитательной работы в школе, недостатки работы органов внутренних дел и т.д.).
Уровень психического развития может проявиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т.д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу.
Под иными особенностями личности, о которых говорится в законе, следует понимать степень проявления возрастных характеристик психики: внушаемость, склонность к подражанию и фантазированию, импульсивность и т.д., то есть все те особенности, которые влияют на выбор методов воспитательного воздействия.
Таким образом, при назначении наказания суд обязан учитывать как обстоятельства, единые для всех лиц, совершивших преступления, независимо от их возраста, так и обстоятельства, обусловленные несовершеннолетием виновного лица.
Наказание порождает судимость, суть которой заключается в особом уголовно-правовом статусе лица после отбытия наказания. Исходя из назначения этого института и его роли в предупреждении преступности несовершеннолетних, законодатель дифференцировал сроки погашения судимости. Во-первых, к несовершеннолетним, осужденным условно, осужденным к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, применяются общие правила, закрепленные в ст. 86 УК РФ. На них также в полной мере распространяются положения о снятии судимости и об аннулировании правовых последствий, связанных с судимостью. Во-вторых, закон существенно сократил сроки погашения судимости, которые соответственно равны:
а) одному году после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести;
б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление150.