§ 4. Обязательные работы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Обязательные работы |
§ 4. Обязательные работы

Обязательные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству, хотя в истории карательных мер отечественного законодательства можно найти существующие им аналоги. А в Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди мер альтернативных реальному лишению свободы есть указание на «постановление о выполнении общественно-полезных работ» (ст. 8.2 Правил).
Уголовно-правовая сущность наказания в виде обязательных работ заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Устанавливаются обязательные работы на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Срок исчисления обязательных работ осуществляется в часах, а время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ. В соответствии со ст. 27 УИК РФ, время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. Исключение составляют уважительные причины, при наличии которых уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения (отбывания) обязательных работ как и предоставление каникул студенту очной формы обучения, хотя в законе о последнем ничего не говорится.

Обязательные работы – основная мера уголовного наказания. Как основное наказание оно может быть назначено судом:
1) в случаях, когда оно самостоятельно или в альтернативе с другими мерами наказаний предусмотрено в качестве такового в санкции статьи Особенной части УК РФ;
2) в случае назначения как более мягкого наказания по ст. 64 УК РФ за преступление, санкция статьи за совершение которого не содержит обязательных работ;
З) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении — ст. 65 УК РФ;
4) в порядке замены штрафа назначенного лицу как основное наказание, в случае злостного уклонения лица от его отбывания (ст. 46 УК РФ);
5) в порядке надзора или кассации вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения к лишению свободы.
Объем карательного воздействия обязательных работ во многом зависит от срока его отбытия и от характера работы, вид которой определяется органами местного самоуправления. Содержание обязательных работ устанавливается в соответствии с общественными потребностями конкретной административно-территориальной единицы. Как правило, это должны быть работы по благоустройству, ремонтные работы, сельскохозяйственный труд, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.
Обязательные работы в силу специфики своего уголовно-правового содержания не могут назначаться :
– лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;
– беременным женщинам;
– женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет;
– женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;
– мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста ;
– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
В случае признания осужденного, уже в момент отбывания им обязательных работ, инвалидом первой или второй группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной – представление об отсрочке ей отбывания наказания.Порядок отбывания наказания в виде обязательных работ подробно регламентирован уголовно-исполнительным законодательством (ст. 25–28 УИК РФ). В соответствии с названным законом, наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. К отбыванию наказания осужденный привлекается не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Уголовно-исполнительные инспекции, получив такое распоряжение, обязаны вести учет осужденных; разъяснять им порядок и условия отбывания наказания; согласовывать с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные будут отбывать обязательные работы; вести суммарный учет отработанного осужденными времени и контролировать своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.
Осужденные к обязательным работам должны, в свою очередь, соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которые они направлены на работу; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, а также уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных ими часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция должна вынести осужденному письменное предупреждение о возможной замене обязательных работ другим наказанием. Согласно положениям уголовного закона, при злостном уклонении осужденного от отбывания обязательных работ это могут быть ограничение свободы или арест. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается согласно ст. 30 УИК РФ, осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (имеется в виду оставление места жительства без уважительных причин и уведомления об этом уголовно-исполнительной инспекции).
В настоящее время, согласно ст. 4 федерального закона Российской Федерации от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 27 декабря 1996 г.) и федерального закона от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», положения кодекса о наказании в виде обязательных работ отсрочены в исполнении и будут введены специальным федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 года.