§ 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
§ 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью принадлежит к числу наиболее древних наказаний, прошедших несколько этапов развития.
Так, по древнегерманскому праву преступник объявлялся «лишенным мира». Его исключали из общества, лишали имущества и приравнивали по положению к дикому зверю; каждый мог его безнаказанно убить. Согласно Русской Правде, лишение прав означало полное бесправие лица, юридическое вымирание его личности. Однако в дальнейшем полное поражение (гражданская смерть) из нашего права исчезло. Оно не предусматривалось ни Судебниками, ни Соборным Уложением 1649 г. Как писал И.Д. Сергиевский, «выработать институт лишения права ХVII в. не мог, так как весь тогдашний государственный строй России был ему противен. Прежде всего, поражение семейных прав, расторжение супружеского союза и прекращение родительской власти не могли иметь места, потому что государство всячески старалось сохранять и укреплять семейное начало и, в частности, ради утилитарных целей направляло преступников в ссылку с семьями. Затем, поражение прав имущественных, т.е. переход всего наличного имущества осужденного к законным его наследникам, не могло получить развития, потому что государство с большей для себя пользой шло путем конфискаций. Поражение прав служебных, т.е. лишение права службы государственной, тоже не могло иметь места, потому что права службы в строгом смысле определенного происхождением, образованием или иного рода цензом, вовсе не существовало, а была лишь обязанность службы, крепостная обязанность, по которой каждый гражданин должен был идти на ту службу, которую ему укажет Великий государь. Лишать кого-либо права службы было для государства просто невыгодно, т. к. это значило бы уменьшить и без того скудный запас пригодных сил государственного управления. (И.Д. Сергиевский. Наказание в русском праве ХVII века. СПб., 1888 г.)

В виде закона лишение прав появилось в России при Петре I. Это были шельмование и анафемствование. А Уложение о наказаниях 1845 г. предусматривало: лишение всех прав состояния; лишение всех особенных, личных и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение некоторых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ; лишение какого-либо отдельного права на срок или навсегда. Уголовное Уложение 1903 г. предусматривало, в свою очередь, лишь одну категорию поражения прав – лишение прав состояния, но объем его был достаточно велик. Правоограничения, установленные Уложением, были настолько тяжки, что лишение прав, по крайней мере наиболее тяжкий его вид, поражал всю правовую сферу личности, и, ставя человека почти в безвыходное положение, увеличивал вероятность рецидива.
Уголовное право послереволюционного периода с первых лет своего существования отказалось от гражданской смерти, однако долго еще сохраняло лишение основных (прежде всего, политических) прав отдельных слоев общества. Так, Руководящие начала 1919 г. по отношению к «саботажникам» и «вредителям» народного хозяйства предусматривали воспрещение занимать определенную должность или исполнять определенную работу, а УК РСФСР 1926 г. – лишение активного и пассивного избирательного права; права занимать выборные должности в общественных организациях, те или иные государственные должности; права носить почетные звания; родительских прав; права на пенсии, выдаваемые в порядке социального страхования и государственного обеспечения, и на пособие по безработице, выдаваемое в порядке социального страхования.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. содержали лишь два вида поражения прав: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной профессией (ст. 26 УК РСФСР) и лишение воинского или специального звания (ст. 31 УК РСФСР). Сохранились данные наказания (в несколько иной интерпретации) и в настоящее время.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит по действующему законодательству в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Как и штраф, оно может назначаться в качестве как основной, так и дополнительной меры наказания. Как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет и может быть назначено судом:
– когда оно указано в качестве такового в санкции применяемой статьи УК;
– при назначении более мягкого наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 64 УК РФ);
– при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
– при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 80, 82 УК РФ);
– надзорной или кассационной инстанции как смягчение наказания вместо лишения свободы или примененного по приговору условного осуждения.
В случае назначения наказания по нескольким преступлениям или по нескольким приговорам к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной части, лишению свободы каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.
Как дополнительная мера наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено или не предусмотрено данное наказание в качестве дополнительного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса в случаях, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Материалы судебной практики свидетельствуют, что чаще всего данное наказание применяется в отношении работников транспорта, должностных лиц, в ведении которых находятся материальные ценности, работников торговли, медицинских работников. При этом в отношении работника транспорта оно может быть избрано в качестве дополнительной меры наказания и в том случае, если он лишен этого права в порядке административного или дисциплинарного воздействия.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту или ограничению свободы, исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части.
Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью зависит от двух факторов: 1) в качестве какой (основной или дополнительной) меры назначено данное наказание; 2) к какому наказанию оно назначено в качестве дополнительного вида.
Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется, согласно ст. 36 УИК РФ, с момента вступления приговора суда в законную силу.
Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, его срок исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются в данных случаях на все время отбывания осужденным указанных наказаний.
При этом, время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной деятельностью, в срок указанного наказания не засчитывается. Исчисление срока исполнения осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, в учетных документах которой фиксируется начало срока и его окончание.
Запрещение заниматься определенной деятельностью охватывает не только служебную, профессиональную, но и любую иную деятельность, которая регламентируется специальными правилами. Под государственной службой, в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная должность, согласно ст. 1 того же закона, это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Государственные должности подразделяются на три категории. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33.
К органам местного самоуправления, в соответствии со ст. 14 федерального закона Российской Федерации от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Уголовно-правовая сущность наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью заключается, таким образом, в лишении осужденного на установленный срок возможности заниматься определенной профессиональной или иного вида трудовой деятельностью либо занимать указанные в приговоре должности на государственной службе или органах местного самоуправления.
Основанием исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания либо дополнительного к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, является распоряжение об обращении приговора к исполнению и две копии вступившего в законную силу приговора, направляемые судом в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Основанием исполнения данного наказания как дополнительного к ограничению свободы, лишению свободы, аресту или содержанию в дисциплинарной воинской части – распоряжение об обращении приговора к исполнению и копия приговора.
Органами, исполняющими лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного как в качестве основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, являются уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных; органами, исполняющими данное наказание, назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы – учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания – уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено. Кроме того, поскольку закон не воспрещает исполнение данного наказания и в случае призыва или поступления осужденного на военную службу либо на альтернативную гражданскую службу, уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания и при прохождении службы тоже.
Обязанности по исполнению наказания накладываются при этом как на администрацию организации, где работает осужденный либо на органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, так и на самих осужденных.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 УИК РФ, администрация, где работает осужденный, обязана:
а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;
б) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
в) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполни-тельную инспекцию;
г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
Органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, обязаны, соответственно, не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение на занятие той деятельности, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязаны, в свою очередь, исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
В том случае, если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняют вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в соответствии со ст. 315 УК РФ они подлежат ответственности за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Под злостным понимается неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, продолжающееся после письменного представления уголовно-исполнительной инспекции о прекращении с осужденным трудового договора или прекращения занятия осужденным запрещенной для него деятельностью, не связанной с работой по найму.
Что касается самих осужденных, не исполняющих предписания приговора, то в соответствии с действующим законодательством единственным наказанием для них может быть невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.