Лекция 14. Система и виды наказаний

| Правовой портал "Правопорядок" | Лекция 14. Система и виды наказаний |
Лекция 14. Система и виды наказаний

Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Суд может и должен избрать индивидуализированную меру наказания, наиболее полно учитывающую как характер преступления, так и степень общественной опасности лица, его совершившего.
Перечень видов наказаний, определенных законом, является исчерпывающим. Никакие иные меры государственного принуждения не могут назначаться в качестве уголовных наказаний. Суд может назначить осужденному только то наказание, которое предусмотрено уголовным законом. Конкретные виды наказаний образуют в совокупности их систему. Система наказаний — это установленный законом, обязательный и исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный по степени их сравнительной тяжести (от менее тяжкого к более тяжкому).

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих их классифицировать по различным основаниям. Вопрос о классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок, но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и применения положений педагогики, психологии и экономической науки в процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, несмотря на столь высокую теоретическую и практическую значимость решения данной проблемы не дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос вот уже многие годы вызывает различные мнения. Так, согласно одному из них (Н.А. Стручков, А.Е Наташев и др.), наказание следует классифицировать по трем видам: а) по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные; б) по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицам и специальные, назначаемые лишь определенному кругу лиц; в) по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним.
Согласно другому направлению, уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями. В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенностей субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности назначения наказаний условно, возможности назначения их на определенный срок. С точки зрения психологических критериев – ограничивающие либо полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии; направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения, педагогических критериев на наказания, которым сопутствует при их исполнении государственное воздействие – наказания, которые при их исполнении соединяются одновременно и с государственным воспитательным воздействием и с общественным; наказания, за назначением которых должно следовать общественное воздействие и воспитание в отношении осужденных.
Существуют и другие классификации, но большинство из них либо несколько ограничены, как первая, либо хороши лишь в теоретическом плане, как вторая. С точки зрения же практической значимости вторая градация является слишком громоздкой и неудобной, поскольку не дает ни юристам, ни просто гражданам четкого представления о содержании того или иного вида наказания. Кроме того, что весьма немаловажно, подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере, затруднительно провести в действующем законодательстве, что также снижает ее практическую ценность.
Мы считаем, что более целесообразным и полезным как в теоретическом, так и практическом смысле будет деление наказаний по: 1) правовому аспекту и объему карательного воздействия – на наказания, связанные с лишением свободы и наказания, не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию — на наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним; 3) по порядку назначения и их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация существует уже в уголовном законодательстве некоторых западных стран и, думается, что вполне обосновано было бы ввести ее и в уголовную систему наказаний нашего законодательства.
Рассмотрим каждое классификационное деление более подробно. Первое основание классификации – по правовому аспекту и объему карательного воздействия – имеет богатую историю. Еще уголовное законодательство ХVIII в. подразделяло все меры уголовной репрессии на две группы: 1) наказания, не состоящие в лишении свободы – смертная казнь, телесные наказания, поражения чести и прав; 2) наказания, состоящие в лишении свободы – изгнание, ссылка, тюремное заключение.
По действующему уголовному законодательству к наказаниям, связанным с лишением свободы, относится арест, лишение свободы, на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Все остальные меры наказания не связаны с лишением свободы, в некоторой степени лишь ограничивая ее в ряде наказаний. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям резко отделяет их от всех иных. В этой связи основным содержанием уголовной политики, наряду с направленностью ее на расширение мер наказаний, связанных с лишением свободы и их разнообразием в зависимости от объема карательного воздействия, для более дифференцированного подхода к правонарушителям, является также и расширение мер, не связанных с лишением свободы. Особое значение приобрели в настоящее время имущественные наказания и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденного без изоляции его от общества. Данные наказания в силу экономичности своего исполнения, достижения целей исправления без изоляции от общества, а значит и без отрыва социально-полезных связей осужденного с обществом, семьей, могут оказать в некоторых случаях более эффективное воздействие на виновного, чем применение наказаний, сопряженных с лишением свободы.
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в юридической литературе нет единого понятия исправительного трудового воздействия. Определения приводятся самые разные. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из них, заметим, что, на наш взгляд, более правильно понимать под исправительно-трудовым воздействием особый процесс при исполнении наказания, связанный с применением к осужденному в продолжении определенного промежутка времени особых методов убеждения и принуждения в соответствии с нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. При этом, обязательным признаком такого воздействия является постоянный, длительный характер труда как основа исправления.
К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения) относятся по действующему уголовному законодательству: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны при их исполнении с особым воспитательно-трудовым воздействием, носящим длительный, постоянный характер. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо даже, если рассчитаны на длительное время, все же не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения в процессе их исправления, включающего в себя обязательно и труд.
По порядку назначения и их юридической значимости наказания делятся на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Указанное деление является на сегодня единственным, прямо предусмотренным в качестве такового, в уголовном законе.
Согласно ст. 45 УК РФ, к основным видам наказаний относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. К дополнительным – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных наказаний.
Деление по данному классификационному признаку было присуще многим карательным системам российского уголовного законодательства. Основное значение деления всех наказаний на основные и дополнительные имеет ценность для правильного применения разнообразных по карательному и воспитательному содержанию наказаний. Суд, назначая виновному в конкретном определенном случае основное наказание совместно с дополнительным, исходит исключительно из соображений наибольшей эффективности для него назначенного наказания в целях его исправления. Используя философские категории, можно сказать, что, применяя основное наказание, суд считает его необходимым для исправления осужденного, прибавляя же дополнительное, приходит к выводу о его достаточности.
Основные наказания назначаются самостоятельно и не могут ни присоединяться к другим наказаниям, ни сочетаться друг с другом. Дополнительные же наказания носят вспомогательный характер, они не назначаются самостоятельно, а применяются только в сочетании с основными. При этом, исходя из вспомогательного характера, дополнительное наказание не должно быть строже основного, а исходя из характера правоограничений, причиняемых лицу в процессе исполнения наказания, должно отличаться от него.