§ 2. Виды соучастников

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Виды соучастников |
§ 2. Виды соучастников

Действующее российское уголовное законодательство называет четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник (ст. 33 УК РФ). В основе такого деления лежит объективный критерий — характер выполненной субъектом роли при совершении конкретного преступления. Точное установление роли каждого виновного в содеянном позволяет правильно квалифицировать общественно опасное поведение лица и назначить ему справедливое наказание.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем «признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении с другими лицами, а также совершившее преступление посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих уголовной ответственности». Именно исполнитель выполняет объективную сторону конкретного состава преступления. Таковым признается и тот, кто полностью выполнил деяние, описанное в диспозиции статьи Особенной части Уголовного кодекса и тот, кто выполнил лишь часть объективной стороны состава преступления, т.е. исполнителем следует признавать и того, кто непосредственно ударил ножом потерпевшего, и того, кто его в это время держал. Если в совершении преступления принимали участие несколько исполнителей, их именуют соисполнителями.

Законодатель требует признавать исполнителем и такое лицо, которое само непосредственно не выполняет объективной стороны преступления, используя для этого малолетних, невменяемых, добросовестно заблуждающихся лиц, т.е. тех, кто не подлежит уголовной ответственности. Это так называемое посредственное исполнительство.
Исполнитель — центральная фигура в соучастии. Без его действий соучастие невозможно. Как бы активно не вели себя иные лица по организации преступления, подстрекательства к нему, если предполагаемый исполнитель не совершит планируемого общественно опасного деяния, то соучастие не состоится. Действия виновных лиц в таком случае необходимо квалифицировать по правилам о стадиях развития умышленного преступления (как приготовление или покушение на преступление). О том, что исполнитель — ключевая фигура в соучастии, свидетельствует и тот факт, что если организатор, подстрекатель или пособник кроме собственно своих действий выполняет хотя бы часть деяния, описанного в объективной стороне состава преступления, т.е. роль исполнителя, то поведение иных лиц (соучастников) будет оценено (квалифицировано) точно также, как и непосредственного исполнителя этого преступления. В том, что институт соучастия базируется на действиях исполнителя, по большому счету и заключается суть так называемой акцессорной теории соучастия, которая достаточно жестко критиковалась многими авторами в советское время92.
Организатор преступления — это лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Таким образом, общественно опасное поведение организатора может выражаться: а) организации совершения конкретного преступления, б) руководстве его совершением, в) создании организованной группы или преступного сообщества, г) руководстве ими.
Организация совершения преступления выражается в составлении плана преступления, подыскании, вербовке соучастников, выработке форм связи между ними, способов совершения преступления, обеспечении их орудиями и средствами и т.п. Подобная преступная деятельность осуществляется до начала выполнения соучастниками действий, образующих объективную сторону конкретного состава преступления.
Руководство совершением преступления проявляется уже в ходе реализации преступного замысла: дача указаний другим соучастникам в процессе выполнения ими преступного деяния, распределение (перераспределение) между ними функций, контроль за осуществлением конкретными лицами их обязанностей. Подобное руководство может быть осуществлено как непосредственно на месте совершения преступления, так и с помощью современных средств связи, когда организатор в момент совершения преступления находится в другом месте.
Создание и руководство организованной группой или преступным сообществом проявляется в формировании устойчивой криминальной группы, подборе соучастников, выборе направления деятельности такой группы (сообщества), строгом распределении ролей (как правило), установлении связей с органами власти, определении сфер вложения преступно добытых материальных средств, выступает в роли «судьи» при возникновении конфликтов. Таким образом, данный соучастник выполняет роль центра, объединяющего преступников, сплачивает усилия группы (сообщества), направляет их действия при подготовке или в процессе осуществления преступления.
Организатор преступления — один из самых опасных, а в ряде случаев и самый опасный соучастник преступления. Порой его роль настолько велика, что законодатель особо выделяет ее в отдельных статьях Особенной части УК (например, ч. 1 ст. 208 УК РФ — создание незаконного вооруженного формирования или руководство им ч. 1 ст. 209 УК РФ — создание или руководство бандой, ст. 210 УК РФ — организация преступного сообщества).
По конкретным уголовным делам бывает непросто установить организатора преступления. Однако делать это всегда необходимо с тем, чтобы точно определить меру ответственности всех соучастников.
Субъективная сторона организации преступления либо руководства им всегда выражается в прямом умысле, т.е. в осознании того, что субъект организует преступление, создает группу либо преступное сообщество или руководит ими в желании действовать подобным образом.
Подстрекатель — это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (словом, письмом, жестом и т.п.). Он возбуждает в другом лице мысль о совершении преступления, и эта идея осуществляется (хотя бы частично). Если замысел его остался нереализованным, подстре­кательство будет неудавшимся — в этом случае соучастие от­сутствует.
Подстрекательство может выразиться в уговорах, просьбе, подкупе, лести, угрозе, насилии и т.д. Важно, чтобы способ не подавлял свободу воли подстрекаемого (иначе будет посредст­венное исполнение), чтобы исполнитель сам принял решение совершить преступление. Поэтому деяние подстрекателя причинно связано с действиями исполнителя. Способ подстрека­тельства может влиять на выбор наказания.
Подстрекательством признается склонение конкретного лица (лиц) к совершению конкретного преступления (кражи, грабе­жа, изнасилования). Склонение к занятию преступной деятель­ностью вообще или обращение к индивидуально неопределен­ным лицам состава подстрекательства образовать не может, т.к. не возбуждает у конкретного лица желания совершить конкретное преступление (без этой конкретности нельзя верно определить статью УК, по которой привлекать виновных). В отдельных случаях подобная деятельность может образовать специальный состав преступления (ч. 3 ст. 212 УК РФ, ст. 280, 354 УК РФ).
На практике встречается несколько подстрекателей одного лица и подстрекательство одним нескольких лиц к совершению преступления. Иногда роль подстрекателя перерастает в роль организатора или исполнителя и поглощается последней. Подстрекательство — это всегда активное поведение.
Субъективная сторона подстрекательства выражается в прямом умысле — в осознании того, что подстрекатель старается толкнуть к совершению преступления и желанию его совершить. В литературе высказывалось мнение о возможности подстрекательства с кос­венным умыслом93. Думается, что если подстрекатель не желает совер­шения исполнителем преступления, он не будет совершать и подстрекательства. Следовательно, подстрекательство возможно только с прямым умыслом.
Мотивы и цели у подстрекателя и исполнителя могут не совпадать. Как правило, это не отражается на квалификации действий того и другого. Например, субъект подстрекает другое лицо совершить убийство обидчика из мести. Подстрекательство удалось. Оба отвечают по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.к. подстрекатель сознавал, что склоняет к совершению убийства из корысти (по найму), хотя сам мстил потерпевшему.
В практике имеют место случаи неправильной квалификации действий подстрекателей.А. была осуждена по п. «а», «в» ч. 2 ст. 146, п. «а», «е» ст. 102 УК РСФСР, а С. — по п. «а», «е» ст. 102, п. «а», «в» ч. 2 ст. 146 УК РСФСР. Суд признал их виновными в убийстве П., совершенном при разбойном нападении.
А., зная, что у П. имеются драгоценности на значительную сумму, договорилась со своим знакомым С. завладеть ими. Осуществляя задуманное, они приехали к П., где С. по предложению А. вошел в комнату потерпевшей и при помощи кожаного пояса-шнура задушил ее; А. в этот момент включила пылесос, чтобы заглушить шум возможной борьбы. Взяв с собой ценности на сумму 47 264 рублей, А. и С. оставили квартиру, но были задержаны с похищенным.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР, рассмотрев дело в кассационном порядке, приговор изменила, указав следующее. Правильно установив фактические обстоятельства, при которых А. участвовала в нападении совместно с С. на П., суд первой инстанции ошибочно признал ее соисполнителем убийства. Из показаний С. видно, что А. под­стрекала его к совершению убийства П. с целью завладеть драгоценностями, с чем он согласился. Однако материалы дела свидетельствуют, что А. не принимала непосредственного уча­стия в самом процессе лишения жизни потерпевшей как подстрекатель и пособница, она являлась соучастницей, а не соисполнителем в совершении этого преступления. Следовательно, содеянное А. надлежит квалифицировать по ст. 17 и п. «а», «е», ст. 102, а также п. «а», «в» ст. 146 УК РСФСР94.
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы, предметы, добытые преступным путем, и лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Суть пособничества заключается в том, что лицо содействует совершению преступления исполнителем. Действия пособника могут совершаться до действий исполнителя, вместе с ними или после них. Они могут выражаться в разных формах, указание на которые имеется в ст. 33 УК РФ. Различают два вида пособничества — интеллектуальное и физическое.
Интеллектуальное пособничество выражается в содействии исполнителю советами, указаниями (где, в какое время, каким способом можно успешнее совершить преступление), которые могут быть как устными, так и письменными, как явными, так и завуалированными.
Физическое пособничество состоит в совершении определенных действий с целью облегчить совершение преступления исполнителем. Это предоставление средств (орудий, транспорта и т.д.), устранение препятствий, оказание физической (материальной) помощи в подготовке или совершении преступления. Как правило, пособничество — активное поведение, но встречаются случаи физического пособничества и путем бездействия, когда на лице лежала правовая обязанность дей­ствовать определенным образом, а оно бездействовало и тем устранило препятствие исполнителю. Например, продавец не запирает магазин, с тем чтобы ночью воры могли свободно про­никнуть в него и совершить кражу.
Разновидностью пособничества является заранее обе­щанное укрывательство преступника, орудий, средств, следов преступления или предметов, добытых преступным путем, а также заранее обещанное приобретение или сбыт этих пред­метов. В отличие от рассмотренных видов пособничества дей­ствия при заранее обещанном укрывательстве совершаются после того, как совершены действия исполнителя. Поэтому по­добные случаи пособничества являются сходными с прикосно­венностью — с укрывательством как самостоятельным преступ­лением (ст. 316 УК РФ). Различие здесь проводится по следующему момен­ту: если укрывательство было обещано исполнителю заранее (т.e. до совершения или во время совершения им преступления), налицо пособничество; если укрывательство не было обещано заранее — пособничество исключается (ответственность может быть за прикосновенность).
Пособничеством должны признаваться заранее не обещан­ные, но систематически совершаемые действия, что дает испол­нителю основание рассчитывать на содействие данного лица (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1962 г. «О судебной практике по делам о заранее не обещанном укрыва­тельстве преступлении, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества»95).
Для пособничества важен сам факт данного заранее обеща­ния, а не исполнение этого обещания. Поэтому, если даже ис­полнитель не воспользуется услугой пособника, пособничество все-таки будет иметь место. Отметим, что между действиями пособника и преступным результатом должна быть причинная связь, т.е. пособничество — одно из условий достижения пре­ступного результата.
Субъективная сторона пособничества всегда выражается в умысле — виновный сознает, что оказывает содействие испол­нителю и желает этого (в преступлении с формальным составом желает, чтобы действия исполнителя были успешными; в пре­ступлении с материальным составом пособник, кроме того, пред­видит наступление преступных последствий, желает или созна­тельно допускает их наступление).
Неверная оценка действии пособника порой приводит к судебным ошибкам. Б. и К. были осуждены по ст. 931 УК РСФСР. Суд признал их соисполнителями хищения государственного имущества в особо крупных размерах. Учетчица бригады Б, и шофер К, воспользовавшись тем, что при получении Б. из кассы колхоза заработной платы для бригады кассир излишне выдала ей 18 000 р., присвоили из этих денег 10 025 р., которые спрятали у К., где они и были изъяты. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговор изме­нила, указав следующее. Из дела видно, что Б. обнаружила ошибочно выданные ей деньги, находясь в машине К., о чем ему и сказала. По совету К. она решила вернуть часть денег, а оставшиеся 10 025 р. присвоить. В целях сокрытия этого К. уничтожил листок с ее записями о полученных деньгах, а Б. по его совету составила новый листок с другими записями. Похищенные деньги она передала К., чтобы тот их спрятал. Таким образом, судебная коллегия считает, что действия К. суд необоснованно квалифицировал как соисполнительство в хищении; К. являлся соучастником в форме пособ­ника (уничтожил записи на полученные деньги, давал советы, прятал похищенное), в связи с чем его действия были переквалифицированы на ст. 17 и ст. 931 УК РСФСР96.