§ 5. Добровольный отказ от преступления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Добровольный отказ от преступления |
§ 5. Добровольный отказ от преступления

Институт добровольного отказа от преступления является одним из ярких проявлений принципа гуманизма в российском уголовном праве. Его основное назначение вытекает из задач уголовного закона, важнейшей из которых является предупреждение совершения преступлений. Согласно закону, лицу, начавшему преступление, предоставляется реальная возможность отказаться от продолжения начатой преступной деятельности. Осознание возможности избежать справедливого наказания, если лицо вовремя откажется от реализации своих преступных намерений, в ряде случаев является важным средством пресечения и предупреждения преступлений.
В отличие от ст. 16 УК РСФСР 1960 г., в действующем УК дается понятие добровольного отказа, определяется его правовое содержание и правила квалификации действий соучастников.
На основании ч. 1 ст. 31 УК РФ, добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 31 УК РФ, «лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца». Следовательно, основное правовое последствие института добровольного отказа — это исключение уголовной ответственности за преступление, которое намеревался совершить виновный.

Добровольный отказ от преступления характеризуется следующими признаками: а) прекращение предварительных преступных действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления; б) добровольность отказа; в) осознание лицом возможности довести преступление до конца; г) окончательность отказа от преступления.
Ряд криминалистов считают, что добровольному отказу присущи лишь два признака — это добровольность и окончательность, а осознание возможности довести преступление до конца рассматривается ими в качестве показателя добровольности84. На наш взгляд, данная позиция безусловно противоречит смыслу ст. 31 УК РФ, которая содержит все вышеперечисленные признаки.
Добровольный отказ возможен лишь до окончания преступления, т.е. на стадиях приготовления к преступлению и покушения на него. Добровольный отказ в зависимости от того, на какой стадии совершения он последовал, может осуществляться как путем прекращения выполнения действий, так и бездействия, посредством которых осуществлялось приготовление или покушение. На стадии приготовления для признания добровольного отказа достаточно пассивного поведения лица, отказа выполнить намеченные действия при возможности доведения их до конца. Несколько иной характер имеет добровольный отказ в соучастии. Для него характерны активные действия, в частности, согласно ч. 4 ст. 31 УК РФ, организатор преступления и подстрекатель не подлежат уголовной ответственности, если они своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление.
В случае так называемого недоведения добровольного отказа, когда несмотря на предпринятые организатором или подстрекателем меры по предотвращению преступления, исполнитель все же совершил преступление, они подлежат уголовной ответственности, однако такого рода действия могут судом рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. В то же время, неудавшийся добровольный отказ от преступления пособника исключает уголовную ответственность.
Добровольность отказа означает, что лицо, совершившее приготовительные действия (бездействие), по собственной воле прекращает их против объекта преступления, а не по принуждению, тем самым отказываясь от доведения преступления до конца. Мотивы такого отказа могут быть самыми разнообразными: жалость к жертве, раскаяние, боязнь уголовной ответственности и др. Мотивация отказа формируется в результате свободного волеизъявления субъекта, а не вследствие возникших непреодолимых препятствий на пути совершения преступного деяния.
В отдельных случаях мотивация отказа может возникнуть у субъекта под воздействием каких-либо лиц, например, друзей, родственников, сослуживцев и т.п.
Добровольный отказ возможен только при осознании лицом фактической возможности доведения преступления до конца. Согласно разъяснению постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 апреля 1992 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании» «… не может быть признан добровольным и, следовательно, устраняющим ответственность отказ, который вызван невозможностью дальнейшего продолжения преступных действий вследствие причин, возникших помимо воли виновного»85.
Не будет добровольного отказа в случаях, когда лицо прекращает преступную деятельность не добровольно, а в связи с непреодолимыми или труднопреодолимыми препятствиями, затрудняющими совершение преступления либо делающими его совершение невозможным.
Добровольный отказ от продолжения начатого преступления устраняет уголовную ответственность лишь в случае, если отказ был добровольным и окончательным. Добровольный отказ — это окончательный отказ от завершения преступления, а не временный «технический» перерыв в преступной деятельности в целях ожидания более благоприятных условий для достижения преступного результата. Отказ должен носить безусловный характер и должен распространяться лишь на начатое или подготавливаемое преступление, но не на последующие деяния лица. Добровольный отказ возможен при любом неоконченном преступлении, когда субъект еще не выполнил всех необходимых, с его точки зрения действий (бездействия) для завершения преступления и достижения преступного результата.
При неоконченном покушении на преступление отказ носит характер пассивного поведения, т.е. воздержания лица от дальнейших преступных действий с сохранением индивидуального контроля над дальнейшим ходом событий. Например, лицо взводит курок, прицеливается в жертву из ружья, но не стреляет. В ряде случаев при неоконченном покушении виновный при добровольном отказе совершает активные действия, поскольку только с помощью таких действий можно предотвратить наступление преступного результата.Сложнее складывается ситуация с добровольным отказом при оконченном покушении, когда субъект выполняет все необходимые с его точки зрения преступные действия. В теории уголовного права до настоящего времени нет единства в этом вопросе. Ряд российских юристов считает, что добровольный отказ при оконченном покушении невозможен86, другие считают, что в сравнительно редких случаях он возможен87.
Полагаем, что более справедлива первая точка зрения, поскольку активные действия виновного, направленные на восстановление первоначального поведения до объективно совершенного, фактически невозможны вследствие имеющегося нарушения конкретных общественных отношений.
Так, субъект, давший жертве с целью лишения ее жизни медленно действующий яд, а затем вызвавший врачей, которые с помощью противоядия спасают потерпевшего, не освобождается от уголовной ответственности, поскольку в действиях лица содержится состав преступления. Суд может учесть указанные действия при индивидуализации наказания в качестве смягчающего обстоятельства. Отсутствует добровольный отказ и в случаях, когда у субъекта до момента отказа в совершенных действиях фактически содержатся признаки иного состава преступления. Например, лицо, согласившееся на заказное убийство и получившее для этого оружие , а затем добровольно отказавшееся от его совершения, может нести ответственность за незаконное приобретение, хранение, ношение огнестрельного оружия.
Подводя итог, можно отметить, что лишь при наличии в действиях (бездействии) лица всех признаков добровольного отказа возможно полное освобождение его от уголовной ответственности.
Важное значение для деятельности правоохранительных органов имеет разграничение добровольного отказа и деятельного раскаяния. Суть последнего состоит в том, что лицо полностью или частично устраняет вредные последствия совершенного им оконченного преступления в виде возмещения причиненного материального ущерба, оказания активной помощи в раскрытии и расследовании преступления либо заявляет явку с повинной. Такие действия образуют деятельное раскаяние, которое согласно действующему законодательству рассматривается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ). В отдельных случаях, когда лицо впервые совершает преступление небольшой тяжести, деятельное раскаяние согласно ст. 75 УК РФ может служить обстоятельством, исключающим уголовную ответственность.
Кроме того, в ряде норм Особенной части УК РФ деятельное раскаяние рассматривается как условие для освобождения от уголовной ответственности, например, согласно примечаний к ст. 126, 205, 206 УК РФ.
Основные признаки, которые отличают добровольный отказ от деятельного раскаяния в том, что добровольный отказ возможен при неоконченном преступлении, а деятельное раскаяние – при оконченном преступлении. При добровольном отказе причиненный вред отсутствует, а при деятельном раскаянии – вред налицо. Деятельное раскаяние направлено на добровольное возмещение, устранение причиненного вреда, а при добровольном отказе – на недопущение вредных последствий.