§ 4. Действие уголовного закона в пространстве

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Действие уголовного закона в пространстве |
§ 4. Действие уголовного закона в пространстве

Положение о действии уголовного закона в пространстве за­креплено в ст. 11, 12, 13 УК РФ. В ст. 11 зафиксирован территориальный принцип действия уголовного закона. В ней говорится, что «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Дан­ная статья устанавливает правило, что независимо от того, где будет задержан виновный либо предан суду, он должен отвечать по законам места совершения преступления.
Прежде всего следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 11 УК РФ начи­нается со слова «лицо», а не гражданин и др., т.е. здесь речь идет и о гражданах Российской Федерации, и об иностранцах, а также лицах без гражданства. Гражданами России, на основании закона «О граж­данстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г., признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если они в течение одного года после этой даты не заявили о своем желании состоять в гражданстве Российской Федерации. Иностранцами име­нуют лица, которые являются гражданами других государств и не имеют гражданства России. Лицом без гражданства является субъ­ект, который не имеет гражданства Российской Федерации и не мо­жет доказать принадлежности к гражданству иностранного госу­дарства. Все эти лица несут уголовную ответственность по законода­тельству России, если они совершили преступление на ее территории.

Понятие территории Российской Федерации дается в законе Рос­сийской Федерации «О государственной границе Российской Феде­рации» от 1 апреля 1993 г.. Настоящий Закон к территории России относит всю сушу, недра и воздушное пространство в пределах госу­дарственной границы Российской Федерации. Государственной гра­ницей Российской Федерации является линия, определяющая преде­лы сухопутной и водной территории России. Составной частью тер­ритории страны являются территориальные воды, т.е. прибрежные морские воды, шириной 12 морских миль, считая от линии наиболь­шего отлива как на материке, так и на принадлежащих России ост­ровах. Иногда другая ширина территориальных вод страны может быть установлена в соответствии с международным договором.
Вертикальная плоскость, проходящая по линии государственной границы и на линии, очерчивающей территориальные воды страны, является границей недр и воздушного пространства России. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исклю­чительной экономической зоне Российский Федерации. Понятие и границы континентального шельфа определяются в законе «О кон­тинентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 г.
В ст. 1 этого закона указывается, что внешняя граница континен­тального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от тер­риториального моря страны. Континентальный шельф включает в себя морское дно и соответствующие недра.
Исключительная эконо­мическая зона устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод, включая районы вокруг принад­лежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, которые отсчиты­ваются от тех же линий, что и территориальные воды страны.
Для реализации территориального принципа действия уголовно­го закона важно правильно установить место совершения преступления. Таковым следует считать место, где: 1) совершено обществен­но опасное деяние с наступлением вредных последствий; 2) совершено преступное деяние, хотя последствия и наступили за пределами территории страны; 3) при совершении преступления с формальным составом (в законе не указаны преступные последствия) завершено развитие преступного деяния; 4) при соучастии — совершено конкрет­ное деяние каждым соучастником. В этой связи трудно согласиться с теми авторами, которые полагают, что «преступления считаются совершенными на территории Российской Федерации, если действия (бездействия) были совершены за пределами Российской Федерации, а опасные последствия наступили на территории Российской Феде­рации». С подобным подходом можно было согласиться до приня­тия нового уголовного законодательства России. В ч. 2 ст. 9 УК РФ 1996 г. законодатель закрепил, что временем совершения преступле­ния признается время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий. Поэтому и местом совершения преступления сегодня приходится считать место совер­шения преступного деяния безотносительно к тому, где наступили последствия. В противном случае, по существу, одна проблема приме­нительно к рядом расположенным статьям УК РФ (ст. 9, 11) будет решаться по-разному, что, конечно, непоследовательно. Еще раз под­черкнем, что положение, закрепленное в ч. 2 ст. 9 УК РФ, в теоретическом плане спорное, но пока оно действует, приходится давать букваль­ное толкование закона.
Основываясь на международном праве, ч. 3 ст. 11 УК РФ констатирует, что преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если оно совершено на гражданском судне, припи­санном к порту России и находящемся в открытом водном или воз­душном пространстве вне пределов нашей страны, или на военном корабле либо воздушном судне России независимо от места их на­хождения. Поэтому, например, если в каком-либо иностранном пор­ту рядом на рейде стоят два российских корабля, один из которых — торговое судно, а второй — военный корабль, то при совершении преступления на торговом судне оно будет считаться совершенным в иностранном государстве, а если нечто подобное совершится на во­енном корабле — преступление считается совершенным в Российской Федерации.
На основании Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г., уголовное законодательство России распространяется на деяния членов экипажей российских космических объектов.
Из принципа территориальности ч. 4 ст. 11 УК РФ делает исключение, указывая, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Та­ким образом, здесь речь идет о неподсудности по уголовным делам судам Российской Федерации ряда лиц даже в том случае, когда они совершают преступления на территории нашей страны. Круг таких лиц определяется на основе Венской конвенции о дипломатических сношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г. и Положе­нием о дипломатических и консульских представительствах ино­странных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Cовета СССР от 23 мая 1966 г.. К лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относят: глав дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и членов дипломатического персонала представительств; советников, торговых представителей и их заместителей; военных, военно-морских и военно-воздушных атташе и их помощников, первых, вторых, третьих секретарей, атташе и секретарей-архивистов, а также членов семей глав и дипломатического персонала представительств, если они про­живают вместе с перечисленными лицами и не являются российскими гражданами; членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, должностных лиц международных органи­заций, на основе взаимности сотрудников делегаций иностранных государств, приезжающих в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями и членов их семей, прибывающих вместе с ним, если они не являются российски­ми гражданами. На основе взаимной договоренности дипломатиче­ский иммунитет может быть распространен на должностных лиц консульств иностранных государств и на административно-технический персонал посольств и консульств этих государств. По договоренности заинтересованных сторон этот круг лиц может быть сужен либо расширен. Право экстерриториальности распространяет­ся также на служебные и жилые помещения, на средства передвиже­ния дипломатических представителей.
Территориальный принцип действия уголовного закона в про­странстве дополняется принципом гражданства. В ч. 1 ст. 12 УК РФ указывается, что «… граждане Российской Федерации и постоянно про­живающие в Российской Федерации лица без гражданства, совер­шившие преступления вне пределов Российской Федерации, подле­жат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совер­шенное ими деяние признано преступлением в государстве, на терри­тории которого было совершено, и если бы эти лица не были осуж­дены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, пред­усмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление». Таким образом, в проци­тированной уголовно-правовой норме речь идет о гражданах России и постоянно проживающих на территории Российской Федерации лицах без гражданства. На территории нашей страны они могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные за ее пределами, лишь в случаях, когда подобное обще­ственно опасное деяние считается преступлением и в Российской Федерации, и за границей, там, где оно было совершено.
В ч. 1 ст. 12 УК РФ реализован важный конституционный принцип (ст. 50 Конституции РФ), что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление. По существу это конституционное требование продублировано и в ч. 2 ст. 6 УК РФ. По­этому с января 1997 г., в отличие от прежнего законодательства (УК РСФСР 1960 г.) никто не может быть привлечен к уголовной ответ­ственности на территории России, если за содеянное субъект уже был судим за границей. Также впервые новый Уголовный кодекс 1996 г. ограничивает размер наказания, которое может быть применено в рассматриваемой ситуации: оно не может превышать верхнего предела санкции статьи уголовного закона того государства, на терри­тории которого совершено преступление.
Новизной отличается содержание ч. 2 ст. 12 УК, где, опять же, впер­вые в истории российского уголовного законодательства говорится об ответственности военнослужащих тех частей, которые находятся за пределами нашей страны. Здесь указывается, что «военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоци­рующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уго­ловную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не пред­усмотрено международным договором Российской Федерации». В данной уголовно-правовой норме, по существу, сформулирован так называемый оккупационный принцип действия уголовного закона, который, как правило, реализуется на основе договора с государ­ством, на территории которого находится та или иная воинская часть.
Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет еще два принципа действия уголов­ного закона: универсальный и реальный. Суть первого из названных (этот принцип еще именуют космополитическим) сводится к тому, что любое государство, в том числе и Россия, имеет право применять свое законодательство к иностранным гражданам, которые за границей совершают преступления, предусмотренные международными соглашениями. Данный принцип исходит из необходимости объеди­нения усилий разных государств в борьбе с преступлениями, которые носят международный характер. Так, Российская Федерация являет­ся участницей многих соглашений по борьбе с подобного рода пося­гательствами: с незаконным захватом воздушных судов (Конвенция от 16 декабря 1970 г.), захватом заложников (17 декабря 1979 г.), незаконным оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ (20 декабря 1988 г.) и др. Положения ч. 3 ст. 12 УК РФ будут дей­ствовать в том случае, когда иностранные граждане и лица без граж­данства за совершенное ими преступление международного характера привлекаются к уголовной ответственности на территории Рос­сии, и они не были осуждены за эти преступления за границей. Названные лица при таких же условиях могут быть привлечены к уго­ловной ответственности по Уголовному кодексу Российской Феде­рации в случае совершения ими вне пределов нашей страны преступ­ления, направленного против интересов России. В этом и суть реаль­ного принципа действия уголовного закона. Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимают общественно опасные деяния, совершенные как против государства в целом, так и посягающие на отдельных его граждан, т.е. это могут быть и преступления против личности (раздел VII УК РФ).
Положение о выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиция), закреплено в ст. 13 УК РФ. Часть 1 этой статьи, осно­вываясь на положениях ст. 61 Конституции РФ России, содержит четкое указание о том, что «граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подле­жат выдаче этому государству».
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 13 УК РФ позволяет выдать иностранных граждан и лиц без граж­данства, совершивших преступление вне пределов России и находя­щихся на ее территории, только в соответствии с международным договором (например, договором о правовой помощи). Подобные договоры могут носить многосторонний характер, например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граждан­ским, семейным и уголовным делам 1994 г., подписанная всеми чле­нами Содружества Независимых Государств (СНГ), либо быть дву­сторонним, как, например, Договор между Россией и Латвийской Республикой 1992 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. На основании подоб­ных договоров производится также передача уже осужденных лиц для исполнения назначенного им наказания в другом государстве.
Часть 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, которые не считаются преступными на тер­ритории нашей страны.