Положение о действии уголовного закона в пространстве закреплено в ст. 11, 12, 13 УК РФ. В ст. 11 зафиксирован территориальный принцип действия уголовного закона. В ней говорится, что «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Данная статья устанавливает правило, что независимо от того, где будет задержан виновный либо предан суду, он должен отвечать по законам места совершения преступления.
Прежде всего следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 11 УК РФ начинается со слова «лицо», а не гражданин и др., т.е. здесь речь идет и о гражданах Российской Федерации, и об иностранцах, а также лицах без гражданства. Гражданами России, на основании закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г., признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если они в течение одного года после этой даты не заявили о своем желании состоять в гражданстве Российской Федерации. Иностранцами именуют лица, которые являются гражданами других государств и не имеют гражданства России. Лицом без гражданства является субъект, который не имеет гражданства Российской Федерации и не может доказать принадлежности к гражданству иностранного государства. Все эти лица несут уголовную ответственность по законодательству России, если они совершили преступление на ее территории.
Вертикальная плоскость, проходящая по линии государственной границы и на линии, очерчивающей территориальные воды страны, является границей недр и воздушного пространства России. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российский Федерации. Понятие и границы континентального шельфа определяются в законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 г.
В ст. 1 этого закона указывается, что внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря страны. Континентальный шельф включает в себя морское дно и соответствующие недра.
Исключительная экономическая зона устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, которые отсчитываются от тех же линий, что и территориальные воды страны.
Для реализации территориального принципа действия уголовного закона важно правильно установить место совершения преступления. Таковым следует считать место, где: 1) совершено общественно опасное деяние с наступлением вредных последствий; 2) совершено преступное деяние, хотя последствия и наступили за пределами территории страны; 3) при совершении преступления с формальным составом (в законе не указаны преступные последствия) завершено развитие преступного деяния; 4) при соучастии — совершено конкретное деяние каждым соучастником. В этой связи трудно согласиться с теми авторами, которые полагают, что «преступления считаются совершенными на территории Российской Федерации, если действия (бездействия) были совершены за пределами Российской Федерации, а опасные последствия наступили на территории Российской Федерации». С подобным подходом можно было согласиться до принятия нового уголовного законодательства России. В ч. 2 ст. 9 УК РФ 1996 г. законодатель закрепил, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий. Поэтому и местом совершения преступления сегодня приходится считать место совершения преступного деяния безотносительно к тому, где наступили последствия. В противном случае, по существу, одна проблема применительно к рядом расположенным статьям УК РФ (ст. 9, 11) будет решаться по-разному, что, конечно, непоследовательно. Еще раз подчеркнем, что положение, закрепленное в ч. 2 ст. 9 УК РФ, в теоретическом плане спорное, но пока оно действует, приходится давать буквальное толкование закона.
Основываясь на международном праве, ч. 3 ст. 11 УК РФ констатирует, что преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если оно совершено на гражданском судне, приписанном к порту России и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашей страны, или на военном корабле либо воздушном судне России независимо от места их нахождения. Поэтому, например, если в каком-либо иностранном порту рядом на рейде стоят два российских корабля, один из которых — торговое судно, а второй — военный корабль, то при совершении преступления на торговом судне оно будет считаться совершенным в иностранном государстве, а если нечто подобное совершится на военном корабле — преступление считается совершенным в Российской Федерации.
На основании Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г., уголовное законодательство России распространяется на деяния членов экипажей российских космических объектов.
Из принципа территориальности ч. 4 ст. 11 УК РФ делает исключение, указывая, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Таким образом, здесь речь идет о неподсудности по уголовным делам судам Российской Федерации ряда лиц даже в том случае, когда они совершают преступления на территории нашей страны. Круг таких лиц определяется на основе Венской конвенции о дипломатических сношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г. и Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Cовета СССР от 23 мая 1966 г.. К лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относят: глав дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и членов дипломатического персонала представительств; советников, торговых представителей и их заместителей; военных, военно-морских и военно-воздушных атташе и их помощников, первых, вторых, третьих секретарей, атташе и секретарей-архивистов, а также членов семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с перечисленными лицами и не являются российскими гражданами; членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, должностных лиц международных организаций, на основе взаимности сотрудников делегаций иностранных государств, приезжающих в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями и членов их семей, прибывающих вместе с ним, если они не являются российскими гражданами. На основе взаимной договоренности дипломатический иммунитет может быть распространен на должностных лиц консульств иностранных государств и на административно-технический персонал посольств и консульств этих государств. По договоренности заинтересованных сторон этот круг лиц может быть сужен либо расширен. Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.
Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства. В ч. 1 ст. 12 УК РФ указывается, что «… граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого было совершено, и если бы эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление». Таким образом, в процитированной уголовно-правовой норме речь идет о гражданах России и постоянно проживающих на территории Российской Федерации лицах без гражданства. На территории нашей страны они могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные за ее пределами, лишь в случаях, когда подобное общественно опасное деяние считается преступлением и в Российской Федерации, и за границей, там, где оно было совершено.
В ч. 1 ст. 12 УК РФ реализован важный конституционный принцип (ст. 50 Конституции РФ), что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление. По существу это конституционное требование продублировано и в ч. 2 ст. 6 УК РФ. Поэтому с января 1997 г., в отличие от прежнего законодательства (УК РСФСР 1960 г.) никто не может быть привлечен к уголовной ответственности на территории России, если за содеянное субъект уже был судим за границей. Также впервые новый Уголовный кодекс 1996 г. ограничивает размер наказания, которое может быть применено в рассматриваемой ситуации: оно не может превышать верхнего предела санкции статьи уголовного закона того государства, на территории которого совершено преступление.
Новизной отличается содержание ч. 2 ст. 12 УК, где, опять же, впервые в истории российского уголовного законодательства говорится об ответственности военнослужащих тех частей, которые находятся за пределами нашей страны. Здесь указывается, что «военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». В данной уголовно-правовой норме, по существу, сформулирован так называемый оккупационный принцип действия уголовного закона, который, как правило, реализуется на основе договора с государством, на территории которого находится та или иная воинская часть.
Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет еще два принципа действия уголовного закона: универсальный и реальный. Суть первого из названных (этот принцип еще именуют космополитическим) сводится к тому, что любое государство, в том числе и Россия, имеет право применять свое законодательство к иностранным гражданам, которые за границей совершают преступления, предусмотренные международными соглашениями. Данный принцип исходит из необходимости объединения усилий разных государств в борьбе с преступлениями, которые носят международный характер. Так, Российская Федерация является участницей многих соглашений по борьбе с подобного рода посягательствами: с незаконным захватом воздушных судов (Конвенция от 16 декабря 1970 г.), захватом заложников (17 декабря 1979 г.), незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (20 декабря 1988 г.) и др. Положения ч. 3 ст. 12 УК РФ будут действовать в том случае, когда иностранные граждане и лица без гражданства за совершенное ими преступление международного характера привлекаются к уголовной ответственности на территории России, и они не были осуждены за эти преступления за границей. Названные лица при таких же условиях могут быть привлечены к уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации в случае совершения ими вне пределов нашей страны преступления, направленного против интересов России. В этом и суть реального принципа действия уголовного закона. Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимают общественно опасные деяния, совершенные как против государства в целом, так и посягающие на отдельных его граждан, т.е. это могут быть и преступления против личности (раздел VII УК РФ).
Положение о выдаче лиц, совершивших преступления (экстрадиция), закреплено в ст. 13 УК РФ. Часть 1 этой статьи, основываясь на положениях ст. 61 Конституции РФ России, содержит четкое указание о том, что «граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 13 УК РФ позволяет выдать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов России и находящихся на ее территории, только в соответствии с международным договором (например, договором о правовой помощи). Подобные договоры могут носить многосторонний характер, например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1994 г., подписанная всеми членами Содружества Независимых Государств (СНГ), либо быть двусторонним, как, например, Договор между Россией и Латвийской Республикой 1992 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. На основании подобных договоров производится также передача уже осужденных лиц для исполнения назначенного им наказания в другом государстве.
Часть 2 ст. 63 Конституции Российской Федерации запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, которые не считаются преступными на территории нашей страны.