ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

| Правовой портал "Правопорядок" | ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Достижение целей наказания, особенно в отношении несовершеннолетних, не всегда должно быть связано с привлечением их к уголовной ответственности или назначением уголовного наказания.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия — одно из оснований освобождения подростка от уголовной ответственности. Для этого необходимы три условия:
1) совершение несовершеннолетним преступления впервые;
2) преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести;
3) возможность исправления несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия.
Решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия должно сочетаться с
требованиями ст. 89 УК.
Закон не называет органы, которые могут принимать решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия.
Если дело прекращено в стадии расследования, оно передается прокурором судье для решения вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия; если дело уже рассматривается в суде, то судья одновременно с прекращением дела по основаниям ч. 1 ст. 90 УК принимает решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление.
В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия она отменяется судом по представлению указанного специализированного органа, и производство по делу возобновляется в общем порядке.
Отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление по делу производства допустимы, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст. 94 УК).
Прекращение уголовного дела по указанным основаниям не допускается, если несовершеннолетний возражает против этого.
Закон позволяет одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия (например, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, а также установление особых требований к поведению несовершеннолетнего). При этом отмена принудительных мер воспитательного воздействия может иметь место, если несовершеннолетний нарушает хотя бы одну из них.
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Предупреждение — одно из наиболее мягких принудительных мер воспитательного воздействия. Оно применяется при освобождении от уголовной ответственности в том случае, если подросток полностью осознал содеянное, раскаялся; вред, причиненный совершенным им преступлением, минимальный и т.д.
Разъяснение относительно причиненного вреда и последствий повторного преступления производится несовершеннолетнему в устной форме. После этого целесообразно взять с подростка письменное обязательство, где указать, что суть предупреждения ему ясна. Обязательство необходимо скреплять подписью подростка и лица, его отобравшего.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Суд должен располагать характеризующим материалом на родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни, возможность материального обеспечения подростка и т.д.
Закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, однако представляется, что такое согласие судом должно быть получено, иначе указанной мерой воспитательного воздействия не будет достигнуто необходимого положительного результата (см. п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам несовершеннолетних».
В ст. 91 УК не указаны сроки, в течение которых должна исполняться та или иная мера воспитательного воздействия, однако, по нашему мнению, этот срок должен существовать по крайней мере для принудительных мер воспитательного воздействия, таких, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Представляется, что эти сроки должны указываться в определении (постановлении) суда или судьи и ограничиваться либо достижением совершеннолетия, либо максимальными сроками или размерами наказания, предусмотренными за преступление, по которому было предъявлено обвинение несовершеннолетнему.
Закон помимо этого предусматривает возложение обязанностей по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на специализированный орган, каковым может быть инспекция по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Работники указанного органа в силу выполнения специфических обязанностей должны посещать подростка по месту жительства, интересоваться его учебой, проводить беседы, контролировать его поведение и т.д.
Обязанность загладить причиненный вред — специфическая принудительная мера воспитательного воздействия, которая может быть применена не к каждому подростку. Если она связана с определенными материальными затратами и физическими усилиями, следовательно, применение этой меры возможно только к подростку, который имеет собственный заработок или стипендию, а также трудовые навыки, т.е. способен самостоятельно произвести ремонт имущества, технических приборов, автомашины, произвести строительные или ремонтные работы и т.д. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет.
Особые требования к поведению несовершеннолетнего и ограничение его досуга содержатся в ч. 4 ст. 91 УК. Приведенный здесь перечень особых требований примерный, и суд может применить к несовершеннолетнему другие ограничения.