§ 2. Преступления против международного мира

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Преступления против международного мира |
§ 2. Преступления против международного мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие международный мир и мирное сосуществование государств.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, составляют три альтернативных действия: 1) планирование; 2) подготовка или 3) развязывание агрессивной войны.
По конструкции состав формальный.
В ст. 1 Приложения к резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г., содержится определение агрессии как применения вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН*.
*См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 673.
Планирование агрессивной войны представляет собой действия, составляющие теоретическую основу подготовки войны.
Являясь элементом подготовки самой войны, планирование позволяет произвести расчет сил и ресурсов, необходимых для ее ведения, приемов, средств и методов войны, направлений нанесения ударов и т. п.

Подготовка агрессивной войны представляет собой действия, направленные на обеспечение последующей реализации разработанных планов ведения войны, производство военной техники, наращивание вооруженных сил, создание резервов, активизация разведывательной деятельности с целью развязывания агрессивной войны.
Развязывание агрессивной войны представляет собой совершение акта агрессии, которым характеризуется начало конкретных военных действий по ее ведению.
Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК РФ, образует действие – ведение агрессивной войны, то есть ее продолжение после осуществленного акта агрессии.
Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 данной статьи, является лицо, достигшее 16-ти лет, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, предоставляющую реальную возможность в силу наделенных законом полномочий планировать агрессивную войну, принимать решения и осуществлять подготовку или развязывание войны (ст. 1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации»), а по ч. 2 той же статьи – как лицо, являющееся субъектом преступления, предусмотренного ч. 1, так и лицо, от которого зависит ее ведение (например, командующие воинскими соединениями, руководящие воинскими операциями).
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ)
Непосредственным объектом этого преступления являются отношения, обеспечивающие международный мир и мирное сосуществование государств.
Объективная сторона преступления выражается в подстрекательских действиях, выражающихся в публичных призывах к развязыванию агрессивной войны.
Это, по сути, означает пропаганду, распространение милитаристских идей и измышлений.
Призывы – это доведение таких идей до сознания людей.
Форма призывов (устная или письменная) значения не имеет.
Последние, однако, должны носить публичный характер, т.е. доводиться до сведения посторонних лиц.
Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий.
При этом не имеет значения, привели призывы виновного к развязыванию агрессивной войны или нет.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, является лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Поскольку состав сконструирован законодателем как формальный, т.е. не требуется наступления каких-либо последствий, предвидение лицом возможности или неизбежности развязывания агрессивной войны в результате его действий не имеет значения для квалификации по ст. 354 УК РФ.
Частью 2 ст. 354 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака: I) совершение деяния с использованием средств массовой информации и 2) совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков клеветы и преступлений против государственной власти и государственной службы соответственно.
Использование средств массовой информации означает распространение призывов к развязыванию агрессивной войны по радио, телевидению, в периодической печати (газетах, журналах), с использованием сети Интернет, т.е. на значительно большую, по сравнению со способами, предусмотренными ч.
I данной статьи, аудиторию.
Доведение подстрекательских призывов до сознания значительных масс людей, таким образом, делает преступление более опасным.
Повышенную опасность представляют также действия, совершаемые лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» к ним относятся должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие должности, включенные в Реестр государственных должностей государственной службы РФ).
Производство и распространение оружия массового поражения (ст. 354 УК РФ)
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие международный мир и безопасность человечества.
Состав данного преступления предполагает наличие специального предмета – оружия массового поражения, понятие которого рассмотрено применительно к составу контрабанды (ст. 188 УК РФ).
Такое оружие должно представлять собой устройство или предмет, конструктивно предназначенный для массового поражения людей.
Это оружие должно приводиться в действие либо с использованием взрывчатого вещества, путем быстрого самораспространяющегося химического превращения (взрыва) с образованием газов и выделением значительного количества тепла, либо при помощи радиоактивных материалов.
Объективную сторону рассматриваемого преступления составляют три самостоятельных вида действий: производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ*.
*См.: Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на XII сессии.Нью-Йорк, 1968. С. 47.
В случае совершения незаконных действий с самими взрывчатыми или радиоактивными веществами уголовная ответственность наступает по ст. 218, 220, 221, 222, 225, 226 УК РФ. Если действия, предусмотренные ч. 1 ст. 220, ст. 221, ч. 1, 2 и 3 ст. 222, ст. 226, совершены с целью последующего производства оружия массового поражения, ответственность должна наступать также за приготовление или покушение на преступление, предусмотренное ст. 355 УК РФ.
Под производством оружия массового поражения надо понимать его исследование, разработку, испытание, изготовление.
Если производство ядерного оружия ограничено международными договорами РФ, то производство химического и бактериологического оружия полностью запрещено.
Приобретение оружия массового поражения означает завладение им любым способом (покупка, мена, хищение и т. п.).
Сбыт оружия массового поражения следует понимать как его продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга и т. п.
Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ)
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие недопустимость применения средств и методов ведения войны между враждующими сторонами с момента начала военных действий, которые регулируются нормами международного права*. Обязательным дополнительным непосредственным объектом альтернативно выступают: общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье жертв войны, к которым относятся военнопленные (в т.ч. комбатанты) и гражданское население, либо право собственности.
*См.: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним.
Потерпевшими от преступления являются военнопленные и гражданское население.
Под военнопленными следует понимать лиц, попавших во власть неприятеля и принадлежащих к одной из следующих категорий: 1) личный состав вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления стороны, находящейся в конфликте; 2) лица, следующие за вооруженными силами сторон, находящихся в конфликте, но не входящие в их состав непосредственно (гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд и служб, обеспечивающих бытовое обслуживание вооруженных сил); 3) члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон, находящихся в конфликте; 4) население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Лицо приобретает статус военнопленного с того момента, как оно попадет во власть неприятеля, и вплоть до его окончательного освобождения, репатриации или устройства.
Под гражданским населением понимаются лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.
К этой категории относится все население находящихся в конфликте стран без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, религии или политических убеждений.
Предмет данного преступления – национальное имущество, под которым следует понимать имущество, находящееся в любой из форм собственности одной из воюющих сторон.
Согласно международной Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., культурными ценностями независимо от их происхождения и владельца считаются: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, и т. п.; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»; с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей»*.
*См.: Международное право в документах.С. 795.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ, характеризуется альтернативно следующими самостоятельными действиями: 1) жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением; 2) депортацией гражданского населения; 3) разграблением национального имущества на оккупированной территории и 4) применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Под жестоким обращением с военнопленными следует понимать любое действие или бездействие, приводящее к смерти военнопленного или ставящее его здоровье под серьезную угрозу: нанесение физических увечий, научные или медицинские опыты над ним, удаление тканей или органов для пересадки, моральные пытки и иные проявления жестокости.
Под жестоким обращением с гражданским населением следует понимать убийства, пытки, телесные наказания, увечья, научные или медицинские опыты, изнасилования, принуждения к проституции, коллективные наказания, меры запугивания или террора, взятие заложников, ограбления, другие меры, причиняющие физическое или моральное страдание.
Под депортацией гражданского населения следует понимать насильственное изгнание его с занимаемой территории.
Разграбление национального имущества – это расхищение его любыми способами, вывоз с оккупируемой территории.
В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, – еще одна форма деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ.
К запрещенным средствам и методам ведения войны относятся:
а) применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания (применение любого оружия, ранящего осколками, которые не обнаруживаются в теле с помощью рентгеновских лучей, некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия);
б) применение средств и методов ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (любых средств, способных вызвать землетрясение, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонового слоя и ионосферы);
в) обман доверия противной стороны в отношении защиты (вероломство);
г) преднамеренное злоупотребление международно признанными защитными эмблемами, знаками и сигналами (красного креста, красного полумесяца, красного льва и солнца, флага перемирия, культурных ценностей, ООН) и др.
Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
В ч. 2 данной статьи установлена уголовная ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ» понятие которого рассмотрено применительно к ст. 188 и 354 УК РФ.
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ)
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие международный мир и нормальное международное сотрудничество между государствами.
Обязательным дополнительным непосредственным объектом того же преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой*.
*См.: Международное право в документах.С. 409-415.
Объективная сторона данного преступления характеризуется совершением альтернативно: 1) нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, или 2) нападения на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой.
При этом под нападением следует понимать внезапное применение насилия, которое может быть физическим и психическим.
К лицам, пользующимся международной защитой, ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. относит: а) главу государства, в том числе каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или главу правительства, или министра иностранных дел, находящихся в иностранном государстве, а также сопровождающих членов его семьи; б) любого представителя или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иного агента межправительственной международной организации, который имеет право… на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающих с ним членов его семьи*.
*См.: Там же.С. 409.
К учреждениям, пользующимся международной защитой, следует отнести как дипломатические, консульские или внешнеторговые службы, так и представительства международных организаций, международных обществ.
Субъектом названного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет.
Если же рассматриваемые действия совершает лицо в возрасте 14-ти или 15-ти лет, ответственность определяется, в зависимости от обстоятельств дела, по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за преступления против общественной безопасности.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и альтернативной целью провокации войны или осложнения международных отношений.