§ 7. Преступления против безопасного обращения с оружием и военной техникой

| Правовой портал "Правопорядок" | § 7. Преступления против безопасного обращения с оружием и военной техникой |
§ 7. Преступления против безопасного обращения с оружием и военной техникой

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ)
Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение порядка обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными, взрывчатыми веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Данный порядок определен воинскими уставами, инструкциями, руководствами, положениями и другими нормативными актами.
Например, ст. 155 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязывает солдата (матроса) строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой, а также требования пожарной безопасности.
В развитие требований Устава правила обращения с различными видами оружия, со взрывчатыми и иными веществами детально регламентированы в инструкциях, положениях и иных правовых актах.
Предметом данного преступления могут быть оружие, боеприпасы, радиоактивные, взрывчатые, отравляющие и другие вещества, а также любые предметы, обладающие свойствами повышенной опасности и потому требующие при обращении с ними соблюдения особых правил предосторожности.

Предметы, входящие в указанный законом перечень, должны: во-первых, находиться на вооружении воинской части, причем не имеет значения, какой части они принадлежат; во-вторых, иметь военное предназначение и быть заводского изготовления; в-третьих, обладать повышенной поражающей способностью.
Предметы хозяйственного или вспомогательного назначения, изготовленные самодельным способом, не входят в перечень предметов, предусмотренных ст. 349 УК РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется действием или бездействием, выражающимся в нарушении правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, последствиями и причинной связью между ними.
Уголовно наказуемым деяние признается при наличии указанных в законе последствий.
Частью 1 ст. 349 УК РФ предусмотрены последствия в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо иные тяжкие последствия.
Содержание соответствующих понятий, характеризующих данное преступление, в основе совпадает с содержанием аналогичных понятий, рассмотренных применительно к составам преступлений, ответственность за которые установлена ст. 111, 112, 167, 346 УК РФ.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать значительный имущественный или организационный вред, например срыв боевого задания, причинение крупного материального ущерба гражданам, воинской части, государственным органам или общественным организациям.
Частью 2 ст. 349 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак -причинение по неосторожности смерти одному человеку, а ч. 3 этой статьи -причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.
Потерпевшими от преступления могут быть отдельные военнослужащие и граждане.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является необходимая причинная связь.
Субъектом названного преступления может быть любой военнослужащий, проходящий службу по призыву или контракту, обязанный соблюдать правила обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Статья 349 УК РФ является специальной нормой по отношению к нормам об ответственности за нарушение обязанностей по службе (ст. 285,286,293 УК РФ).
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме неосторожности.
Нарушение правил вождения и эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ)
Непосредственным объектом названного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка вождения и эксплуатации военных машин, обеспечивающего безопасность движения машин.
Безопасность движения машин обеспечивается, с одной стороны, в процессе движения путем соблюдения правил вождения, с другой – в процессе подготовки машин к движению.
Этот порядок определен Правилами дорожного движения, положениями Устава внутренней службы и Наставлением по автомобильной службе*.
*См : Наставление по автомобильной службе в Советской армии и Военно-морском Флоте: Приказ Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 г. № 225.
Поскольку нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин способно причинить вред, характерный только для Вооруженных Сил РФ, например, состоящий в срыве выполнения боевого задания, постольку Наставление по автомобильной службе предъявляет к военнослужащим, занятым эксплуатацией военной техники, дополнительные требования, не охватываемые Правилами дорожного движения.
Кроме этого, исходя из отдельных особенностей обращения с машинами, порядок их вождения и эксплуатации регламентируется также соответствующими инструкциями и руководствами по эксплуатации отдельных видов военной техники.
Предмет данного преступления – боевая, специальная или транспортная машины.
К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины, предназначенные для буксирования артиллерийских систем и прицепов с аппаратурой управления огнем, другие самодвижущиеся технические средства.
Специальные машины – это самодвижущиеся технические средства, используемые по особому, специальному предназначению.
Специальными являются различные инженерные машины (бульдозеры, траншеекопатели и т. д.), санитарный транспорт, передвижные ремонтные мастерские, лаборатории и т. д.
К транспортным машинам относятся машины для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, а также машины, используемые для хозяйственного, медицинского, культурно-бытового и иного обслуживания воинской части.
Если рельсовый транспорт (тепловозы, электровозы и др.) принадлежат военному ведомству, то нарушение правил вождения и эксплуатации таких рельсовых машин квалифицируется по ст. 350 УК РФ только в случаях, если они допущены военным водителем на территории воинской части либо на подъездных путях, эксплуатируемых военным ведомством.
Нарушение же этих правил на магистралях общего пользования должно быть квалифицировано по ст. 263 УК РФ.
Основным отличительным признаком данного преступления от преступлений, предусмотренных ст. 263-264 УК РФ, является принадлежность машины воинским частям, формированиям и учреждениям Вооруженных Сил РФ.
Объективная сторона преступления включает действие или бездействие, выражающееся в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, вредные последствия и причинную связь между нарушениями и последствиями.
Под вождением машины понимается процесс непосредственного управления движущейся машиной вплоть до полной ее остановки.
Под эксплуатацией военной машины понимается использование ее по назначению, т.е. эксплуатация ее с соблюдением технических норм и правил, обеспечивающих нормальную работу агрегатов, систем и механизмов, а также выполнение требований безопасности в любых условиях.
Нарушение правил вождения и эксплуатации военных машин, предусмотренное ст. 350 УК РФ, включает нарушение не любых норм и правил вождения и использования технических средств, а лишь тех из них, которые посягают на безопасность движения.
Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 350 УК РФ, является наступление последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Субъектом нарушения правил вождения боевых, специальных и транспортных машин может быть любой военнослужащий, ответственный за эксплуатацию военной машины или непосредственно управляющий ею.
В случае, когда военнослужащий совершает нарушение правил вождения, повлекшее указанные в законе последствия, на личной автомашине либо на автомашине, не принадлежащей военному ведомству, либо на машине военного ведомства, которую военнослужащий ошибочно считает не принадлежащей военному ведомству, он подлежит уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ.
За нарушение правил эксплуатации к ответственности привлекаются только военнослужащие, на которых нормативным актом и приказом возложена обязанность по эксплуатации военных машин.
К их числу относятся: командиры соответствующих подразделений, техник (старший техник) роты, начальник контрольно-технического пункта, заместитель командира части по технической части, сам водитель, а также военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.
Не являются субъектами рассматриваемого преступления военнослужащие, на которых не возложена обязанность по контролю за техническим состоянием машины, например дежурные по контрольно-пропускному пункту, обязанные проверять наличие у водителя соответствующей документации для выезда за пределы части.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме неосторожности.
Частью 2 ст. 350 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак – причинение смерти по неосторожности одному человеку, а ч. 3 этой статьи – причинение по неосторожности смерти двум или более лицам, содержание которых в основе совпадает с содержанием аналогичных квалифицирующих признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 264 УК РФ.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ)
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение порядка эксплуатации летательных аппаратов и безопасности их полетов.
Безопасность обеспечивается соблюдением правил полетов и правил подготовки к ним (предварительной и предполетной).
К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на вооружении боевые самолеты, вертолеты, транспортные самолеты и другие летательные аппараты.
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется действием или бездействием, нарушающим правила полетов или подготовки к ним, общественно опасными последствиями в виде смерти человека или иных тяжких последствий и причинной связью между нарушениями и наступившим преступным результатом.
Нарушение правил полетов может быть связано с ошибками в пилотировании, например в снижении самолета на посадку с высоты, меньше дозволенной, в связи с чем машина врезалась в возвышенность; в потере ориентировки или путевого управления при проведении различных воздушных операций (десантировании, бомбометании) и др.
Нарушения правил подготовки к полету связаны с невыполнением правил подготовки и допуска к полету членов экипажа, например с допуском к полету в сложных метеоусловиях неподготовленного экипажа, допуском к полету летного экипажа без предварительного медицинского осмотра либо с нарушением правил подготовки к вылету самой машины, состоящем, к примеру, в выпуске машины с техническими неисправностями.
Последствиями данного преступления являются альтернативно смерть человека или иные тяжкие последствия.
К иным тяжким последствиям относятся причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членов экипажа или лиц, находящихся на борту или на земле, если это имело место, например, при падении или аварийной посадке летательного аппарата; авария, т.е. повреждение аппарата до полной негодности; поломка машины, требующая для ремонта значительных материальных затрат, и другие.
Обязательным признаком состава преступления является наличие необходимой причинной связи допущенного нарушения с его последствиями.
Субъектом названного преступления могут быть военнослужащие, на которых специально возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним: командир корабля, член летного экипажа, должностное лицо, осуществляющее руководство полетом, технический состав экипажа, должностные лица служб обеспечения полетов и др.
С субъективной стороны нарушение правил полетов и подготовки к ним характеризуется виной в форме неосторожности.
Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение порядка кораблевождения, в частности сохранность военных судов, их безопасное плавание и постоянную боевую готовность.
Правила вождения и эксплуатации военных кораблей содержатся в Корабельном уставе Военно-Морского Флота, Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.. Правилах штурманской службы и других нормативных актах.
В отдельных случаях дополнением к правилам признаются мерьгпредосторожности, выработанные морской практикой.
К военным кораблям относятся подводные лодки, авианосцы, крейсеры, торпедные катера, суда обеспечения боевой подготовки, плавучие базы, морские буксиры, минно-торпедные катера и др.
Объективная сторона преступления состоит в действии или бездействии, выражающемся в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей, результатом которого явилась гибель человека или иные тяжкие последствия, и причинной связи между указанными нарушением и последствием.
Нарушение правил кораблевождения и эксплуатации кораблей могут быть связаны как с несоблюдением установленных предписаний управления кораблем в целом, так и с работой его узлов, агрегатов, частей и служб.
Уголовно наказуемыми являются только такие нарушения вождения и эксплуатации военных кораблей, которые привели к последствиям: гибели хотя бы одного человека или иным тяжким последствиям.
К иным тяжким последствиям относится причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членов экипажа или пассажиров корабля, посадка корабля на мель, срыв выполнения боевого задания, гибель корабля, причинение таких повреждений кораблю, которые потребуют капитального ремонта или больших материальных затрат на его восстановление.
Субъектом этого преступления может быть только военнослужащий, на которого возложена обязанность вождения корабля и его правильной эксплуатации.
К таким лицам относятся: командир корабля, штурман, старший помощник, вахтенный офицер и другие военнослужащие.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме неосторожности.
Как правило, между нарушением и последствием проходит определенный промежуток времени, когда команда корабля под руководством командира принимают меры к обеспечению живучести корабля и ликвидации последствий.
В этих случаях следует устанавливать, совершил ли командир корабля все действия, направленные на спасение корабля, личного состава и пассажиров.
Если командир корабля не принял всех мер по спасению корабля, его экипажа и пассажиров и покинул погибающий корабль, то он будет нести ответственность как за нарушение правил кораблевождения и эксплуатации, так и за оставление погибающего корабля (ст. 345 УК ).