§ 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления |
§ 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Преступления против порядка управления – это общественно опасные деяния, посягающие на официальный порядок функционирования государственных и местных властных институтов (органов, учреждений и символов), а также удостоверения и реализации юридически значимых прав и обязанностей физических лиц, ответственность за которые предусмотрена ст. 317-330, включенными в одноименную главу 32 раздела Х «Преступления против государственной власти» УК РФ.
Всего в главе 32 УК РФ предусматривается ответственность за четырнадцать разновидностей преступлений против порядка управления.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. по состоянию на 31 декабря 1996 г. предусматривал ответственность за 27 разновидностей преступлений против порядка управления (ст. 1902-205? главы девятой названного УК ).
В новом УК РФ полностью декриминализованы 6 разновидностей деяний, ранее относившихся к преступлениям против порядка управления: ст. 197, 197?, 198?, 200?, 202 и 203 УК РСФСР.
Часть деяний, ранее наказывавшихся как самостоятельные преступления (ст. 191?-1915, 192?, 194?, 199, 205), в новом уголовном законе наказываются как более общие формы преступлений, ответственность за которые соответственно предусмотрена более общими нормами.

Криминализации в УК РФ подвергнуты лишь подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ) и незаконные приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324 УК РФ).
Депенализации в УК РФ подверглись деяния, предусмотренные ст. 319, 326, 327 УК РФ. Соответственно данные нормы имеют обратную силу, т.е. распространяются на деяния, совершенные до 1 января 1997 г.
Родовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законами РФ и основанными на них иными нормативными актами порядок государственного и местного управления, в том числе относящийся к функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, символов государственной власти, а также к удостоверению и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Объективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется, как правило, деянием в форме действия, хотя некоторые преступления (например, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы – ст. 328 УК РФ) могут быть совершены путем бездействия.
Субъект преступлений против порядка управления, как правило, общий, т.е. лицо, достигшее 16-ти лет, за исключением субъектов некоторых деяний (например, деяния, предусмотренного ст. 328 УК РФ).
Субъективная сторона всех преступлений против порядка управления характеризуется виной в форме умысла.
Для классификации преступлений против порядка управления могут быть использованы различные критерии*. В настоящем издании нами использован критерий содержания видового объекта посягательства, который позволяет все разновидности преступлений против порядка управления объединить в два вида (группы) преступлений:
1) преступления, посягающие на официальный порядок функционирования органов, учреждений, символов и иных институтов государственной власти и местного самоуправления.
К ним относятся преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 328 и 329 УК РФ;
2) преступления, посягающие на официальный порядок удостоверения и реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц.
К данному виду преступлений относятся деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 324, 325, 326, 327 и 330 УК РФ.
*Проф.М.П. Журавлев предложил в качестве такого критерия характер непосредственного объекта преступления против порядка управления и соответственно выделил три группы таких преступлений.См.: Российское уголовное право.Особ. часть: Учебник / Под ред.М.П. Журавлева и С.И. Никулина.С. 407.