§ 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия |
§ 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

В соответствии с ч.
I ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера.
К этой категории преступлений относятся преступления небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы (ч. 9 ст. 15 УК РФ). Новое уголовное законодательство распространило возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия на случаи совершения впервые преступлений средней тяжести, за которые максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ). При этом, если раньше решение о замене уголовного наказания принудительными мерами воспитательного характера мог принимать только суд (ч. 3 ст. 10 УК РСФСР), то ст. 90 УК РФ не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) это решение может быть принято, то есть это может быть произведено и по постановлению следователя; лица, производящего дознание; прокурора и суда.

Регламентация процедуры применения этого института должна найти место в новом уголовно-процессуальном законодательстве.
В УК РФ (ч. 2 ст. 90) предусмотрены четыре вида принудительных мер воспитательного воздействия:
1) предупреждение;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Например, предупреждение и передача под надзор родителей или возложение обязанности загладить причиненный вред и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего и ограничение досуга.
Сроки применения таких мер, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, определяются органом, назначившим эти меры.
Принудительные меры воспитательного воздействия по своей сущности являются мерами государственного принуждения.
Они предусмотрены уголовным законодательством и являются уголовно-правовыми мерами.
Их применение – акт освобождения несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Отличие этих уголовно-правовых мер от видов наказания, предусмотренных ст. 88 УК РФ, заключается не только в содержании, но и в правовых последствиях, так как их применение не влечет за собой судимости.
Принудительные меры воспитательного характера, перечисленные в ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят превентивную направленность и условный характер.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия она может быть по представлению специализированного государственного органа отменена, а материалы о совершенном преступлении направляются в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ).
В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание каждой из четырех принудительных мер воспитательного воздействия.
Так, предупреждение состоит в разъяснении вреда или угрозы вреда, причиненных его деянием, и последствий повторного совершения уголовных деликтов.
УК РФ предусматривает возложение не только на родителей или лиц, их заменяющих, но и на специализированный государственный орган обязанности воспитательного воздействия и контроля за поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление, – передача под надзор.
На несовершеннолетнего может быть возложена обязанность загладить причиненный вред с учетом имущественного положения виновного и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Например, группа подростков в ночное время проникла в помещение детского сада, устроила погром в помещении спальни и столовой, похитила телевизор и продукты питания и повредила картину известного художника, подаренную автором коллективу сотрудников.
Суд возложил на подростков, имевших самостоятельные заработки, обязанность навести порядок в помещении детского сада, вернуть похищенный телевизор и оплатить стоимость продуктов питания и работу реставратора.
Наиболее серьезным ограничением свободы выбора способов времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление, является такая мера воспитательного воздействия, как ограничение досуга и установление особых требований к его поведению.
При ее реализации несовершеннолетний правонарушитель ставится в условия, позволяющие оградить его от тлетворного влияния и негативного примера ближайшего окружения, направить его досуг в русло правомерного поведения.
Эта мера воспитательного характера может включать: запрет посещения определенных мест криминогенного характера (сборищ молодежных деликвентных группировок, увеселительных мест, зрелищных и питейных заведений), запрет использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, что является мерой профилактики вандализма и нарушения общественного спокойствия молодежными сборищами рокеров-мотоциклистов; ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
К числу мер, связанных с ограничением досуга и установлением особых требований к поведению, относится требование возвратиться в образовательное учреждение или трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.
При этом перечень требований и ограничений, изложенных в ч. 4 ст. 91 УК РФ, не является исчерпывающим и может быть дополнен.
Однако, по справедливому замечанию С.И. Никулина, «творчество» в части установления запретов и ограничений не должно привести к тому, что фактически несовершеннолетний окажется в положении лица, отбывающего домашний арест и лишенного возможности нормального общения с друзьями и близкими*.
*См.: Новое уголовное право России.Общая часть: Учебное пособие.М., 1995. С. 146.
На решение вопроса об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия влияют самые разнообразные обстоятельства, относящиеся к характеру совершенного преступления, личности виновного и его поведению после совершения преступления.
По данным социологических исследований, по своей значимости они могут быть ранжированы следующим образом: 1) отсутствие в прошлом противоправного поведения; 2) положительная характеристика поведения несовершеннолетнего до совершения преступления; 3) совершение преступления впервые; 4) чистосердечное раскаяние; 5) возмещение причиненного преступлением ущерба; 6) явка с повинной, признание вины и активное способствование раскрытию преступлений*.
*Наумов А.В. Российское уголовное право Общая часть Курс лекций М , 1996 С. 494.
Кроме указанных обстоятельств, при решении вопроса о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия в порядке ст. 90 УК РФ учитываются особенности его личности, от которых в решающей степени зависит воспитательный эффект освобождения от уголовной ответственности.
К ним в каждом конкретном случае следует отнести степень социализации (усвоения социальных норм поведения), уровень интеллектуального и физического развития, свойства характера и тип темперамента, специфику взаимоотношений с ближайшим окружением – родными, близкими, товарищами по учебе, друзьями и т.п.
При этом следует обращать особое внимание на уровень психического развития несовершеннолетнего, так как эта особенность личности может весьма существенно различаться у лиц даже одной возрастной группы и оказывать влияние на способность осознавать общественную опасность своих действий и предвидеть возможность или неизбежность наступления их общественно опасных последствий.
Необходимо учитывать мотивацию совершения преступления несовершеннолетними.
В силу возрастных особенностей и недостатков воспитания у несовершеннолетнего, совершившего преступление, основным мотивом действий, в отличие от взрослых правонарушителей, часто является не антиобщественная , направленность личности и стремление корыстного порядка, а ложно понимаемое чувство товарищества, групповой конформизм, склонность к подражанию. ,
При прочих равных условиях несовершеннолетний, попавший под криминальное влияние старших сверстников, вовлеченный в преступную деятельность взрослыми, воспитывающийся без родителей, в неполной семье или обделенный вниманием родных и близких, жертва сексуальных притязаний или жестокого обращения, заслуживает большого снисхождения и милосердия при определении вида и характера принудительных мер воспитательного воздействия.
Во всяком случае одно только несовершеннолетие виновного не должно быть доминирующим обстоятельством при решении вопроса об ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста.