§ 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление |
§ 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

В соответствии с ч. 1 ст. 38 УК РФ причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, не является преступлением, если данный вред причинен преступнику при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если в представлении задерживающего не существовало иных средств задержать данное лицо, и при этом не были превышены необходимые для этого меры.
Анализ содержания данной нормы позволяет выделить две группы критериев (условий) правомерности причинения вреда лицу, совершившему преступление:
1) критерии (условия), относящиеся к преступлению и лицу, его совершившему;
2) критерии (условия), относящиеся к средствам задержания лица, совершившего преступление.
1. Критерии (условия), относящиеся к преступлению и к лицу, его совершившему:
а) наличность совершенного преступления на момент задержания лица, его совершившего;
б) присутствие в деянии признаков преступления, а не иного правонарушения или акта антиобщественного поведения;

в) наличие у лица, которому при его задержании причиняется вред, признаков субъекта преступления в связи с совершенным им преступлением;
г) уклонение лица, совершившего преступление, от задержания либо от явки в органы власти;
д) наличие у лица, совершившего преступление, возможности совершения нового преступления.
Критерий наличности совершенного преступления на момент задержания лица, его совершившего, означает, что причинить вред в соответствии с правилами, установленными ст. 38 УК РФ, можно лишь в том случае, когда преступление совершено.
Выполненное общественно опасное деяние к моменту причинения вреда задерживаемому лицу должно содержать все признаки оконченного преступления, покушения на преступление или приготовление к преступлению.
При этом, однако, следует учитывать, что по смыслу ч. 2 ст. 30 УК РФ приготовление к преступлению небольшой тяжести или средней тяжести не является преступлением.
Соответственно на случаи причинения вреда при задержании лица, прекратившего по не зависящим от него причинам преступление небольшой или средней тяжести на стадии приготовления, не распространяются правила, установленные ст. 38 УК РФ. Например, умышленное причинение вреда здоровью лица, занимающегося обследованием сигнализации транспортного средства с целью угона и пытавшегося спастись бегством после обнаружения, является неправомерным и, более того, в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью задержанного, альтернативно влечет уголовную ответственность по ст. 111, 112, 115 или 116 УК РФ.
Критерий присутствия в деянии признаков преступления, а не иного правонарушения или акта антиобщественного поведения, означает, что положения ст. 38 УК РФ не распространяются на случаи причинения вреда при задержании лица, совершившего административное правонарушение или аморальный проступок.
Например, умышленное причинение легкого вреда здоровью лица, уклоняющегося от оплаты за проезд в общественном транспорте и пытающегося скрыться от контролера, образует состав преступления и подлежит наказанию по ст. 115 УК РФ.
Критерий наличия у лица, которому при задержании причиняется вред, признаков субъекта преступления, означает, что причинение вреда при задержании заведомо невменяемого лица или лица, также заведомо для задерживающего не достигшего возраста наступления уголовной ответственности, по правилам, вытекающим из содержания ст. 38 УК РФ, не допускается.
Например, применение огнестрельного оружия для задержания 10-12-летних подростков, совершивших открытое завладение кошельком со значительной суммой денег, в зависимости от наступивших последствий следует квалифицировать как покушение или оконченное преступление против жизни или здоровья.
Следующим критерием правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, относящимся к преступлению, является факт уклонения лица, совершившего преступление, от задержания либо от явки в органы власти.
Отсутствие такого уклонения, которое обычно выражается в попытке скрыться с места преступления; нереагировании на требования добровольно следовать вместе с задерживающим лицом в правоохранительный орган; активном сопротивлении задержанию с применением насилия и т.п., не позволяет причинить вред лицу, совершившему преступление, по правилам ст. 38 УК РФ. Например, причинение вреда здоровью спящего преступника, как правило, повлечет уголовную ответственность.
Исключение составляют лишь случаи, когда все предшествующее поведение задерживаемого свидетельствует о стойком намерении уклониться от задержания и доставления в органы власти (многократные акты сопротивления задержанию, побеги из-под стражи, уклонение от явки по повесткам следователя и т.п.).
Критерий наличия у преступника реальной возможности совершить новое преступление.
Отсутствие такой возможности (беспомощное состояние, нахождение без оружия в запертом, полностью контролируемом помещении и т. п.) препятствует причинению вреда задерживаемому лицу в соответствии со ст. 38 УК РФ.
Буквальное толкование закона (ч. 1 ст. 38 УК РФ) не позволяет считать рассматриваемый критерий самостоятельным, то есть не являющимся обязательным дополнением критерия уклонения лица, совершившего преступление, от задержания для доставления органам власти.
Тем не менее анализ существующей практики задержания лиц, совершивших преступления, показывает, что возможность совершения новых преступлений может быть прямо не связана с уклонением от задержания.
Например, отказ сдать оружие при согласии добровольно следовать в орган внутренних дел.
2. Критерии (условия), относящиеся к мерам (средствам) задержания:
а) направленность причиняемого вреда налицо, совершившее преступление;
б) причинение вреда с целью доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений;
в) субъективно воспринимаемое отсутствие иных средств задержания лица, совершившего преступление;
г) отсутствие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Критерий направленности причиняемого вреда на лицо, совершившее преступление, с одной стороны, означает, что вред может быть причинен именно совершившему преступление (застигнутому на месте преступления, объявленному в розыск, имеющему на себе или при себе, а равно в своем жилище, следы преступления и т.п.), а с другой – что вред может быть причинен только задерживаемому.
В случае, когда при задержании лица, совершившего преступление, причиняется вред третьей стороне, правомерность таких действий оценивается на основе положений ст. 39-42 УК РФ.
Критерий правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, с целью доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений.
Введением данного критерия законодатель исключил из числа дающих право на причинение вреда по правилам ст. 38 УК РФ все иные цели задержания: получение выкупа, место, обмен, а равно неопределенные цели.
В соответствии со ст. 38 УК РФ правомерным может считаться лишь вред, который причинен задерживаемому лицу, в целях доставления органам власти.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации к органам власти относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
По смыслу уголовного закона понятием «доставление органам власти» охватываются и случаи доставления представителям органов власти.
Представитель органа власти – это должностное лицо государственного органа, а также должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
К представителям власти могут быть отнесены любые должностные лица, наделенные внешними организационно-распорядительными полномочиями в государственных и муниципальных органах законодательной, исполнительной и судебной власти любого уровня (депутаты, главы администраций субъектов Федерации, мэры городов, префекты и супрефекты, прокуроры, работники контрольных органов Президента Российской Федерации и глав администраций, работники органов внутренних дел.
Федеральной службы безопасности, работники органов надзора со соблюдением правил охоты, Федеральной службы налоговой полиции, судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, судебные исполнители и др.), а также иные лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии с законодательством (военнослужащие, выполняющие правоохранительные функции, члены государственных комиссий, наделенные организационно-распорядительными функциями, и др.). Причинение вреда лицу, совершившему преступление, с целью доставления его в общественные и иные негосударственные организации, частным лицам в зависимости от его тяжести и характера данного вреда влечет уголовную ответственность на общих основаниях.
В качестве обязательной дополнительной цели задержания лица, совершившего преступление, применительно к ч. 1 ст. 38 УК РФ законодатель указал пресечение возможности совершения новых преступлений.
Критерий субъективно воспринимаемого отсутствия иных средств задержания лица, совершившего преступление, определяющего правомерность причинения вреда при задержании, предполагает существование двух основных его вариантов: 1) причинение вреда такому лицу является единственным средством его задержания для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений (причинение тяжкого вреда здоровью путем применения огнестрельного оружия в отношении вооруженного нарушителя Государственной границы Российской Федерации, находящегося на расстоянии 0,5 км от обнаружившего его пограничника); 2) причинение такого же вреда в случае, когда данное средство задержания фактически не является единственно эффективным, но воспринимается в качестве такового задерживающим лицом (умышленное причинение смерти лицу, осужденному за убийство при отягчающих обстоятельствах, при попытке последнего совершить побег из тюрьмы путем преодоления с негодными средствами тюремной стены (непрочная веревка). В последнем случае имеет место фактическая ошибка.
При фактической ошибке уголовная ответственность за причинение вреда задерживаемому преступнику наступает лишь в том случае, когда задерживающий должен был и мог правильно оценить обстоятельства дела, а причиненный по небрежности вред является вредом здоровью лица, совершившего преступление средней или большей тяжести (ст. 118 УК РФ), либо вредом имуществу в крупном размере (ст. 168 УК РФ).
Последний критерий – отсутствие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 38 УК РФ). Превышением соответствующих мер законодатель считает явное несоответствие мер задержания: 1) характеру и опасности совершенного задержанным лицом преступления, 2) обстоятельствам задержания, при условии, что 3) данными мерами умышленно причинен вред (ч. 2 ст. 38 УК РФ).
Несоответствие мер задержания характеру и опасности посягательства определяется на основе тех же правил, что и несоответствие мер необходимой обороны характеру и опасности посягательства.
Несоответствие данных мер обстоятельствам задержания может быть определено как причинение явно чрезмерного, не вызываемого обстановкой вреда.
Как показывает практика задержания лиц, совершивших преступления, допустимая мера вреда, причиняемого задерживаемому лицу, существенно зависит от места и времени совершения преступлений, способа стойкости уклонения преступника от задержания и других обстоятельств.
Например, явно не соответствующим обстановке следует признать причинение тяжкого вреда здоровью лица, совершившего ненасильственный грабеж и уклоняющегося от доставления в отдел внутренних дел путем пассивного сопротивления (лежание на полу, привязывание себя к неподвижным предметам и т.п.).
Причинение по неосторожности любого вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании не наказывается по уголовному закону.
Умышленное причинение вреда в подобных случаях (то есть при превышении мер, необходимых для задержания) влечет уголовную ответственность лишь в случаях причинения смерти (ч. 2 ст. 108 УК РФ) и тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 114 УК РФ).