§ 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении |
§ 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ).
Соучастие не создает никаких особых оснований уголовной ответственности, а предполагает применение общих принципов ответственности по уголовному праву Российской Федерации.
Единственным основанием уголовной ответственности по УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного этим УК . Он очерчивается в статьях Особенной и Общей частей УК , причем применительно к деянию соучастника, не выполняющего непосредственно объективную сторону, обрисованную в диспозиции статьи Особенной части, – с учетом нормы, содержащейся в ст. 33 данного УК . Это положение определяет возможность уголовной ответственности за содеянное как одним лицом, так и в соучастии несколькими лицами.
Представляя собой особую форму совершения преступления, соучастие характеризуется рядом объективных и субъективных признаков.
Его объективные признаки:

1) участие в преступлении двух или более лиц;
2) совместность их деятельности.
Наименьшее число виновных при соучастии – два лица, каждое из которых является вменяемым (ст. 21 УК РФ) и достигшим установленного законом возраста, с которого возможна уголовная ответственность (ст. 20 УК ).
Не образует соучастия совершение преступления совместно двумя лицами, одно из которых невменяемо или не достигло возраста уголовной ответственности, поскольку последние не могут быть субъектом преступления.
Наличие таких свойств указанных лиц исключает в данной ситуации взаимную согласованность их действий и, следовательно, соучастие.
При этом в случае совершения преступления двумя людьми действия вменяемого, достигшего возраста уголовной ответственности лица, являющегося исполнителем, квалифицируются как совершение преступления одним лицом, а не группой.
Организаторы, подстрекатели или пособники выступают в таком случае как исполнители, которых принято именовать посредственными исполнителями.
Однако соучастие не исключается, если кто-либо из соучастников по каким-либо иным основаниям будет в дальнейшем освобожден от уголовной ответственности (например, по основаниям, предусмотренным ст. 75,76,77,90 УК РФ).
Другой объективный признак – совместность деятельности соучастников -выражается в том, что, во-первых, преступление совершается взаимосвязанными и взаимообусловленными действиями (или бездействием) участников, во-вторых, они влекут единый для участников преступный результат и, в-третьих, между действиями каждого соучастника, с одной стороны, и общим преступным результатом – с другой, имеется причинная связь.
Независимо от того, подразделяются ли роли соучастников на исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников или все соучастники являются исполнителями преступления, действия их взаимосвязаны, преступление совершается их общими, дополняющими друг друга усилиями, каждый использует усилия другого и ему содействует.
Отсутствие взаимообусловленных действий исключает соучастие.
Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР не признала соучастием действия П. и Л., которые поочередно изнасиловали В., уединяясь с ней в одном и том же помещении, так как они не содействовали друг другу в совершении с потерпевшей насильственных половых актов путем применения к ней насилия*.
*Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1982. № 8. С. 4-5.
Действия каждого соучастника обусловливают наступление преступного результата в целом, а не какой-либо его части.
Поэтому совместное причинение вреда объекту или поставление его в опасность есть общий, единый результат совместной деятельности всех соучастников.
Преступление, совершенное сообща, является единым и неделимым.
Соучастие отсутствует в случаях, когда лица причастны к одному событию преступления, но умыслом каждого из них охватываются различные результаты, которых они и достигают.
Пленум Верховного Суда СССР признал необоснованным осуждение Ц. и Ч. за соучастие в убийстве К„ поскольку в момент драки, внезапно возникшей в ресторане, они хотя и наносили удары одному и тому же лицу, но стремились к различным результатам.
Ч. намеревался ограничиться побоями, а Ц. – причинить смерть, и ударом стула нанес потерпевшему смертельное ранение.
Пленум нашел, что Ц. виновен в убийстве, а Ч. – в совершении злостного хулиганства*.
*Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. N6. С. 27-28.
Наличие единого результата совместной деятельности соучастников не означает, что каждый из них вносит равный вклад в совершение преступления.
Степень участия каждого нередко различна, ее необходимо устанавливать и учитывать для индивидуализации ответственности и наказания.
Необходимое условие совместности – причинная связь между действиями каждого соучастника и преступным результатом в целом.
Ее отсутствие исключает соучастие.
Причинная связь выражается в следующем.
Во-первых, каждый соучастник взаимосвязан хотя бы с одним из других соучастников, вкладывает свои усилия в достижение общего преступного результата, создает для этого необходимые условия и участвует тем самым непосредственно или опосредованно в причинении вреда объекту посягательства.
Во-вторых, их действия по времени предшествуют или по крайней мере совпадают с совершением преступления.
Причинная связь позволяет отграничить соучастие, например, от заранее не обещанного укрывательства.
Последнее не является соучастием, так как не находится в причинной связи с совершенным преступлением.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР применительно к УК РСФСР признала заранее не обещанным укрывательством, а не соучастием действия Т., который на закрепленной за ним автомашине помог К., 3. и Р., похитившим со склада ковровой фабрики 10 харалов ковровой пряжи общим весом 210,5 кг на сумму 7 тыс. рублей, после того как похищенное было переброшено через забор фабрики и находилось вне ее территории, перевезти его в дом А.*
*Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1984. № 4. С. 11-12; Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1982. N10. С. 3-4.
Причинная связь при соучастии имеет некоторые особенности по сравнению со случаями совершения преступления одним лицом.
Когда его участники выполняют разные роли, действие (или бездействие), описанное в диспозиции соответствующей статьи Особенной части, осуществляется непосредственно исполнителем.
Остальные создают своими действиями необходимые условия для этого, причем такие, которые имеют существенное значение для совершения преступления исполнителем и без которых в данной обстановке он не мог осуществить намеченного.
Создавая указанные условия, соучастники содействуют исполнителю преступления.
В результате образуется объективная причинная связь между деятельностью соучастника и последующими преступными действиями исполнителя.
Деятельность соучастников создает или существенно облегчает ему реальную возможность приступить к совершению преступления и выполнить намеченное.
Он может и не воспользоваться этим.
Реальная возможность превращается в действительность в результате сознательных волевых действий исполнителя.
Таким образом, создается причинная связь между деятельностью соучастника и совершенным им преступлением.
Следовательно, при соучастии причинная связь между действиями соучастника и совершенным преступлением характеризуется, с одной стороны, созданием реальной возможности исполнителю совершить преступление, с другой – реализацией им этой возможности.
В ст. 32 УК РФ указано, что соучастием признается умышленная деятельность -умышленное совместное участие в совершении умышленного преступления.
Указание закона на умышленный характер соучастия означает, что, во-первых, действия каждого соучастника являются умышленными и, во-вторых, оно возможно лишь при совершении умышленного преступления.
Поэтому соучастие исключается тогда, когда психическое отношение лица к содеянному или к созданию исполнителю реальной возможности совершения преступления, даже умышленного, выражается в форме неосторожности.
Последняя исключает необходимую виновную связь по поводу совершения преступления между оказавшимися причастными к нему лицами.
В данном случае отсутствует такой субъективный признак соучастия, как согласованность, и каждое из этих лиц несет ответственность только за свои неосторожные действия самостоятельно и независимо от другого.
Являясь умышленной, деятельность любого соучастника, включая исполнителя и пособника, характеризуется всегда только прямым умыслом.
Однако в юридической литературе распространено мнение о том, что действия исполнителя с субъективной стороны могут характеризоваться не только прямым, но и косвенным умыслом*. Аналогично обрисовывается и субъективная сторона деяния пособника**. Указанная концепция представляется неточной, ибо при этом игнорируется такой субъективный признак соучастия, как согласованность.
Выразив желание совместно совершать преступление и направляя свою деятельность на реализацию намерения, очерченного рамками сговора, лицо не может не желать достижения преступного результата, то есть его психическое отношение к содеянному всегда выражается в прямом умысле.
*См., например: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1980. С. 38; Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1984. С. 39.
**См., например: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1980. С. 39; Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1984. С. 40-41.
Необходимые субъективные признаки соучастия принято именовать взаимной осведомленностью о совершении преступления* и согласованностью действий соучастников**.
*См.: Советское уголовное право.Общая часть.М., 1977. С. 262.
**См.: Советское уголовное право.Часть Общая.М., 1964. С. 198.
Взаимная осведомленность, соответствующая интеллектуальному моменту умысла соучастников, характеризуется тем, что каждый из них (исполнитель, пособник и т.п.) осознает, во-первых, факт совместного совершения преступления, а не в одиночку, во-вторых, совершение определенного, а не любого преступления, и, в-третьих, общественно опасный характер не только своего деяния, но и деяния других соучастников (хотя бы одного).
Осознание совместности представляет собой осведомленность соучастника о том, что к его усилиям, направленным на совершение преступления, присоединяются усилия хотя бы одного соучастника и не обязательно знание всех соучастников.
Соучастие исключается как в тех случаях, когда исполнитель не осознает, что он совершает преступление совместно с другими лицами, так и тогда, когда эти другие лица, действия которых находятся в причинной связи с совершением преступления, не знают о его преступных действиях и намерениях.
На необходимость осведомленности соучастников об их взаимных действиях и намерениях как обязательного признака соучастия неоднократно указывалось в постановлениях и определениях Верховных Судов СССР и РСФСР. Например, в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР по делу А. и других выдвинут следующий общий тезис: «Соучастие в совершении преступления предполагает осведомленность о преступных намерениях исполнителя»*.
*Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. № 5. С. 37; см. также: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1980. № 2. С. 6.
Соучастник должен осознавать совершение другими соучастниками не любых общественно опасных деяний, а определенного преступления или определенного круга преступлений.
Интеллектуальный момент умысла соучастников состоит также и в следующем.
Они осознают общественно опасный характер как своих действий (или бездействия) и предвидят возможность или неизбежность наступления их общественно опасных последствий, так и общественно опасный характер действий других соучастников (хотя бы одного) и предвидят возможность или неизбежность наступления их общественно опасных последствий.
Осознание каждым соучастником характера действий других соучастников и предвидение возможности или неизбежности наступления их последствий составляют одну из особенностей интеллектуального момента умысла при соучастии.
Согласованность, соответствующая волевому моменту умысла (второй субъективный признак соучастия), состоит во взаимном выражении намерения и желания лица участвовать в совершении преступления вместе с другим лицом.
Согласованность, или соглашение, представляет собой субъективное выражение совместности совершения преступления, ту необходимую психологическую связь между соучастниками, которая характеризует совместность их деятельности с субъективной стороны.
Отсутствие этого неотъемлемого признака соучастия исключает последнее.
По данному поводу в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 года «О судебной практике по делам об изнасиловании» отмечается, что «квалификация изнасилования как совершенного группой лиц может иметь место в случае, когда лица, принимавшие участие в изнасиловании, действовали согласованно в отношении потерпевшей…»*.
*Бюллетень Верховного Суда СССР. 1964. № 3. С. 18-19; см. также: О выполнении судами РСФСР Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 года «О судебной практике по делам об изнасиловании»; Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 августа 1967 года // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1967. № 12. С. 89.
Соглашение – это сговор.
Соучастие возникает именно с момента сговора, содержание и формы которого могут быть разнообразными.
По содержанию он может включать в себя соглашение о целях преступления, о способе его совершения, об условиях использования преступных результатов и т.д.
Существенным моментом сговора является изъявление намерения и желания совершить определенное преступление или определенный круг преступлений, ибо соучастники несут ответственность лишь за то преступление (или тот круг преступлений), которое было предметом сговора.
Его форма может быть письменной, словесной, в виде жестов или конклюдентных действий, то есть заменяющих словесное соглашение.
Сговор может быть предварительным, то есть состоявшимся до начала совершения преступления*, либо осуществленным в процессе такого совершения до его окончания.
Сам по себе предварительный сговор на совершение преступления представляет собой создание одного из условий для совершения преступления и поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 30 УК РФ рассматривается как один из видов приготовления к нему.
В случаях, специально указанных в законе, наличие одного только сговора, результатом которого явилось создание преступного сообщества или модификаций последнего, составляет оконченное преступление (например, ст. 209, 210 УК РФ).
*Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1979. № 10. С. 7..
Мотивы и цели соучастников могут совпадать или быть неодинаковыми.
Их общность не является необходимым признаком соучастия.
Объединенные намерением совершить одно и то же преступление, соучастники могут руководствоваться разными мотивами и целями.
Например, подстрекатель к убийству может руководствоваться целью отомстить будущей жертве, а исполнитель – корыстным мотивом (получить материальное вознаграждение от подстрекателя).