§ 2. Система уголовного законодательства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Система уголовного законодательства |
§ 2. Система уголовного законодательства

До прекращения функционирования Союза Советских Социалистических Республик и выделения из его состава бывших союзных республик в качестве самостоятельных государств (декабрь 1991 г.) система уголовного законодательства включала в себя законодательство Союза ССР и законодательства союзных республик.
На всей территории СССР, в том числе и на территории Российской Федерации, действовали Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.), а также Закон об уголовной ответственности за государственные преступления (принят 25 декабря 1958 г.); Закон об уголовной ответственности за воинские преступления (принят 25 декабря 1958 г); общесоюзные уголовные законы, устанавливающие ответственность за некоторые иные (помимо государственных и воинских) преступления.
Основы уголовного законодательства определяли принципы и устанавливали общие положения уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Этот общесоюзный законодательный акт полностью входил в уголовные кодексы союзных республик в качестве их Общей части.

Законы Союза ССР о государственных и о воинских преступлениях входили в уголовные кодексы союзных республик в качестве соответствующих глав их Особенной части.
Общесоюзные законы об ответственности за иные (кроме государственных и воинских) преступления чаще всего также включались в уголовные кодексы.
До включения их в кодексы они действовали самостоятельно на всей территории Союза ССР. В случае расхождения общесоюзного и республиканского законов действовал общесоюзный закон.
2 июля 1991 года Верховным Советом СССР был принят новый текст Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик в связи с прекращением функционирования Союза ССР этот законодательный акт не вступил в действие.
Тем не менее он имеет определенное значение для развития российского уголовного законодательства, как и для законодательства других стран СНГ, поскольку в нем нашли отражение накопленный опыт и достижения научной мысли.
Ряд положений Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, выдержавших проверку временем, был использован при разработке Общей части нового Уголовного кодекса РФ.
С прекращением функционирования Союза ССР общесоюзное законодательство на территории России, являющейся самостоятельным суверенным государством, действовало постольку, поскольку оно не противоречило Конституции и законодательству Российской Федерации.
В результате коренным образом изменилась система всего законодательства, в том числе и уголовного.
Уголовное законодательство Российской Федерации до введения в действие нового Уголовного кодекса, то есть до 1 января 1997 года, состояло главным образом из Уголовного кодекса РСФСР, который был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года и введен в действие с 1 января 1961 года.
Наряду с Уголовным кодексом в отдельных случаях действовали законодательные акты, содержащие нормы уголовного права, не включенные в УК .
В ч. 1 ст. 1 УК РФ сказано «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса.
Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Тем самым законодательно закреплено, что действующую систему уголовного законодательства Российской Федерации образует Уголовный кодекс РФ, принятый в 1996 году
В ч. 2 ст. 1 УК РФ закреплено другое важнейшее положение: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права».
Согласно ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Таким образом, в случае противоречия норм Уголовного кодекса нормам Конституции имеет место прямое действие норм Конституции.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивается: «Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации»*.
*Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 1. С. 3.
Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации.
В приведенной выше ч. 2 ст. 1 УК РФ говорится также, что Кодекс основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Такое положение впервые закреплено в нашем уголовном законодательстве.
Оно соответствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Следует, однако, иметь в виду, что прямое действие норм международного права возможно только применительно к положениям Общей части уголовного права.
К конкретным видам преступлений нормы международного права непосредственно не могут быть применены, поскольку они не имеют санкций.
Применение таких норм международного права возможно только после того, как они нашли закрепление в соответствующих внутригосударственных правовых актах.
Так, в соответствии с ратифицированными нашим государством международными конвенциями в УК 1996 года включены нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст. 136), за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), за преступления, связанные с наркотическими средствами (ст. 228-233), за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), за геноцид (ст. 357), за экоцид (ст. 358), за наемничество (ст. 359) и др.