§ 2. Предмет уголовной политики

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Предмет уголовной политики |
§ 2. Предмет уголовной политики

Предмет уголовной политики включает ряд компонентов.
К ним относятся:
1) принципы; 2) объекты; 3) направления; 4) субъекты; 5) формирование и 6) реализация уголовной политики.
Принципы уголовной политики совпадают в целом по содержанию с принципами уголовного права (законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм, патриотизм, интернационализм и неотвратимость ответственности).
К объектам уголовной политики относят, в частности, характер и содержание специальных мер социального предупреждения преступности, структуру и форму организации органов уголовной юстиции, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, подзаконные акты, касающиеся борьбы с преступностью, содержание деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью и т.д.*
*Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы.
М.: Наука, 1990. С. 5.
В юридической литературе направлениями уголовной политики в нашей стране признаются:
– демократизация системы борьбы с преступностью, в том числе уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, практики его применения, деятельности органов юстиции и т. д.;

– гуманизация законодательства и деятельности органов уголовной юстиции по борьбе с преступностью;
– обеспечение социальной справедливости для всех граждан при применении уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм;
– обеспечение гласности в деятельности органов уголовной юстиции;
– предупреждение преступлений;
– ориентация органов уголовной юстиции на обеспечение неотвратимости ответственности виновных, особенно в части борьбы с организованной, профессиональной и корыстной преступностью;
– признание уголовного наказания важным средством борьбы с преступностью при условии его определения в строгом соответствии с законом;
– расширение привлечения к борьбе с преступностью достижений различных отраслей науки, в том числе научно-технического прогресса;
– реорганизация органов уголовной юстиции на основе четкого организационного разграничения оперативно-розыскной, следственной, надзорной, судебной и других функций, обеспечивающего их независимость и исключающего их ведомственное совмещение;
– координация деятельности органов уголовной юстиции на базе строгого соблюдения компетенции каждого из них;
– повышение профессионального мастерства кадров органов уголовной юстиции и другие*.
*Там же.С 11-12.
Совокупность перечисленных и иных направлений уголовной политики отражается и закрепляется в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и некоторых других отраслях законодательства и составляет содержание уголовной политики.
Субъект уголовной политики – высшие органы государственной власти и государственного управления.
Лишь эти органы определяют, формулируют, выражают и закрепляют уголовную политику.
Другие органы могут быть субъектами лишь реализации, то есть проведения, претворения в жизнь уголовной политики.
Формирование уголовной политики – это процесс, основанный на ряде предпосылок.
Такими предпосылками являются:
1) принципы уголовной политики, обусловленные сущностью данных социально-экономической формации и государства;
2) познание объективных закономерностей развития общества;
3) допустимые в данных социально-экономической формации и государстве методы борьбы с преступностью;
4) наличные силы, применяемые в борьбе с преступностью;
5) имеющиеся средства, используемые в борьбе с преступностью.
Принципы уголовной политики разработаны и сформулированы гуманистами-просветителями разных эпох и народов, систематизированы в теории отечественного уголовного права, а основные из них закреплены в нормах Конституции РФ, УК РФ, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Познание объективных закономерностей развития общества позволяет выработать оптимальную политику, соответствующую поступательному развитию общества, стимулирующую это развитие, обеспечивающую своевременное совершенствование законодательства посредством приведения его в соответствие с уровнем развития общественных отношений, позволяет определить перспективу направлений борьбы с преступностью на исторически обозримый период времени.
Методы борьбы с преступностью в разных социально-экономических формациях неодинаковы.
Чем выше уровень социально-экономической формации, тем гуманнее эти методы и тем надежнее они обеспечивают соблюдение прав и законных интересов членов общества, в том числе правонарушителей.
В рабовладельческом и феодальном обществе применялись пытки для получения доказательств, мучительные способы смертной казни (сожжение, колесование и т. д.). В капиталистическом обществе доказательствами признаются порой фактические данные, получаемые оперативным негласным путем, что приводит к нарушению прав человека.
В России в соответствии с законом применяются самые гуманные методы борьбы с преступностью, в частности, исключающие причинение физических страданий виновным в совершении преступлений, использование в качестве доказательств фактических данных, полученных оперативным путем, но не закрепленных уголовно-процессуальными средствами, что гарантирует соблюдение прав и законных интересов граждан.
При выработке уголовной политики учитываются содержание и характер методов борьбы с преступностью, которыми возможно пользоваться исходя из сущности социально-экономической формации и соответствующей ей сложившейся правовой системы и в русле которых может осуществляться борьба с преступностью.
Силы борьбы с преступностью и их резервы, являющиеся одной из предпосылок формирования уголовной политики, – это органы, организации и соответственно их сотрудники и представители, которые осуществляют борьбу с преступностью или могут быть привлечены к участию в ней.
В нашей стране в качестве таких сил используется не только специально предназначенная для борьбы с преступностью часть государственного аппарата – правоохранительные органы (милиция, органы предварительного расследования, суд, пенитенциарные учреждения и т. д.), но и общественные организации.
Кроме того, Законом РФ от 11 марта 1992 года* регламентировано создание и функционирование частных детективных и охранных предприятий, осуществляющих соответствующую деятельность.
Эти предприятия также необходимо рассматривать в качестве сил борьбы с преступностью.
*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст 888.
Средства борьбы с преступностью – это экономические и технические средства, выделяемые для использования в этой борьбе.
Экономические средства составляют часть средств, направляемых на социальные нужды.
Технические средства слагаются из имеющихся и изобретаемых различных механических, физических, химических и т.п. устройств, веществ и т. д., применяемых в борьбе с преступностью.
Учет наличия экономических и технических средств также играет важную роль в формировании уголовной политики.
Реализация уголовной политики – это проведение в жизнь сформированной и закрепленной в законах и подзаконных актах уголовной политики.
Реализуется уголовная политика посредством деятельности правоохранительных органов и общественных формирований, а также других государственных органов по борьбе с преступностью и частных детективных и охранных предприятий,