001 — Специфика правоприменительной деятельности

Специфика правоприменительной деятельности
001 — Специфика правоприменительной деятельности

Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Во всех определениях этой формы реализации права подчеркивается, что:

она составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;

правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной процедуре, в определенной процессуальной форме;

основания для правоприменения регулируются законодательством;

эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий — возникновение субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юридической ответственности;

результатом выступает специальный акт – индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.

Таким образом, данная форма реализации права предусматривает участие государства, которое как бы запрограммировано.

Выделяют два вида правоприменительной деятельности — оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид организации исполнения велений права.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям. Например, принесение прокурором протеста на судебное решение.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специальные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наделены властными полномочиями;

всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.

Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация;

регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;

необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически значимых, например восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.