§ 6. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 6. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений |
§ 6. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при расследовании преступлений

Правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания являются нормы УПК РСФСР: ст. 117,119,127 и 132 УПК, нормы Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (ст. 7,10,11,13 и 14). Должны также учитываться и требования Закона РСФСР “О милиции” в части разграничения компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности (ст. 8—9).
Неукоснительное соблюдение перечисленных норм действующего законодательства — необходимое условие эффективности взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений. Порядок применения оперативно-розыскных мер определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных действий.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие уже совершенных преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих;
осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, на территории России право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел Российской Федерации; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) Федеральных органов налоговой полиции; 4) Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации; 5) органов Пограничной службы Российской Федерации; таможенных органов Российской Федерации; 7) Службы внешней разведки Российской Федерации.
Оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководство указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Что касается производства следственных действий, то оно осуществляется органами дознания и следователями в тех же целях, однако в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
Из этого вытекает, что как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия преследуют единую цель — борьбу с преступностью и по своей природе носят правовой характер. Однако оперативно-розыскные меры и следственные действия совершаются в различных правовых режимах, что порождает особенности деятельности органа дознания и следователя. Эти особенности проявляются в следующем:
1) в различии средств и методов осуществления деятельности следователя и органа дознания (оперативного работника). Следователь осуществляет свою деятельность средствами и методами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Они носят процессуальный характер. Оперативный работник осуществляет деятельность, регламентированную Федеральным законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который предусматривает использование оперативно-розыскных мер для борьбы с преступностью. Эти средства и методы не являются процессуальными;
2) в различии их прав в применении процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Следователь ни при каких обстоятельствах не может пользоваться средствами и методами, находящимися в распоряжении оперативного работника. Он вправе производить лишь предусмотренные УПК следственные и розыскные действия, в то время как оперативный работник, выступая в качестве лица, производящего дознание, вправе выполнять определенный круг следственных действий и все оперативно-розыскные действия;
3) в различии пределов применения ими процессуальных и непроцессуальных средств и методов. Если следственные действия (за исключением места происшествия) могут производиться только после возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия, то оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, в ходе дознания и следствия;
4) в различии непосредственных результатов следственных действий и оперативно-розыскных мер. В результате следственных действий могут быть получены доказательства, тогда как в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения об источниках таких фактов, из которых доказательства получаются только путем производства следственных и розыскных действий.
Согласованное проведение следственных действий и оперативно-розыскных мер позволяет успешнее раскрывать преступление и изобличать лиц, их совершивших.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Конституция РФ. Гл. 2.
Закон РСФСР “О милиции”. Ст. 8, 9, п. 1—6,14,24 ст. 10, п. 3, 4, 6—8,16 и 32 ст. 11.
ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации” // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
ФЗ от 3 апреля 1995 г. “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. Ст. 10// СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдумаджидов Г.А. Предварительное расследование. Ташкент, 1985; он же. Расследование преступлений. Ташкент, 1986.
Выдря М.М. Расследование уголовного дела — функция уголовного процесса // Сов. государство и право. 1980. № 9. С. 80.
Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981.
Дознание в органах внутренних дел. М., 1986.
Дроздов Г.В. Общие условия производства предварительного следствия и дознания // Уголовный процесс Российской Федерации. М., 1995. С. 143.
Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.,1965.
Зеленский В.Д. Следователь как субъект расследования. Краснодар, 1982.
Концепция судебной реформы в РФ. М., 1992. С. 90—93.
Корнуков В.М. Предварительное расследование // Советский уголовный процесс. Саратов, 1988. С. 18—25.
Ларин AM. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986,
Митрохин Н.П. Законность и демократизм предварительного следствия. Минск, 1979.
Советский уголовный процесс / Под ред. Н.С. Алексеева, В.З. Лукашевича. М., 1989. Гл. 11 и 12.
Советский уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М., 1990. Гл. VII.
Уголовный процесс/Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 11.
Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995.
Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. X.
Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном процессе. М., 1981.