§ 6. Процесс доказывания, его сущность и содержание

| Правовой портал "Правопорядок" | § 6. Процесс доказывания, его сущность и содержание |
§ 6. Процесс доказывания, его сущность и содержание

Процесс доказывания — это деятельность, осуществляемая на основе уголовно-процессуального закона по установлению и познанию с помощью доказательств фактов объективной действительности, необходимых для правильного разрешения уголовного дела.
Анализ доказательственного права и практики его применения позволяет вычленить следующие элементы процесса доказывания:
собирание, проверка, оценка доказательств. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и присутствуют одновременно во все периоды доказательственной деятельности. Лишь в зависимости от ее этапов один из элементов выступает доминирующим (ведущим). Так, в первоначальный период доказывания ведущим выступает такой элемент, как собирание доказательств; в последующем превалирует их проверка; на завершающем же этапе решающим элементом является оценка доказательств. Но как при собирании одновременно происходит проверка и оценка доказательств, так и проверка может осуществляться посредством собирания доказательств, сопровождающегося их оценкой, так и оценка доказательств может указывать на необходимость собирания дополнительных, а также — на необходимость проверки доказательств. При этом, естественно, от качества каждого элемента зависит качество всей их совокупности и в конечном счете — правильность разрешения уголовного дела по существу.

Рассмотрим элементы процесса доказывания.
Собирание доказательств. Содержанием этого элемента процесса доказывания являются совершаемые субъектами доказывания в пределах их полномочий процессуальные действия, направленные на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.
Законодателем установлены следующие способы собирания доказательств: 1) производство следственных и судебных действий;
2) истребование от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предметов и документов, могущих установить по делу сведения о фактах; 3) представление доказательств подозреваемым, обвиняемым, защитником, обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями; 4) получение доказательств следователем и судом от субъектов, перечисленных в п. 3; 5) требование о производстве ревизий и документальных проверок и их результатов (ст. 70 УПК).
Первый, второй, четвертый и пятый из указанных правовых способов собирания доказательств осуществляются непосредственно следователем и судом, в производстве которых находится уголовное дело.
Участники процесса имеют право ходатайствовать о производстве следственных действий по собиранию доказательств, но сами собирать доказательственным путем не могут. Они вправе представлять лицам, ведущим производство по делу, материальные объекты (вещи) с просьбой приобщить их к делу в качестве вещественных доказательств, письменные и иные документы, указывать следователю и суду на лиц, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, потерпевших, и ходатайствовать об их вызове и допросе.
Защитник обвиняемого, представитель потерпевшего могут запрашивать документы из учреждений и организаций и представлять их следователю и суду; использовать технические средства; видео- и звукозапись, фотокиноаппаратуру, ходатайствовать о проверке и приобщении их к делу.
Представление доказательств является способом реализации участниками процесса своего права на участие в доказывании. Следователь и суд обязаны разрешать их ходатайства, руководствуясь требованиями норм, содержащихся в ст. 131,276 УПК.
В соответствии с законом доказательства могут закрепляться как в письменной форме (протоколы), так и посредством фотографирования, магнитной записи, киносъемки, изготовления слепков и оттисков следов, прилагаемых к протоколам (ст. 141,1411 УПК).
Проверка доказательств. “Все собранные по делу доказательства подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке со стороны лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда”, — предписывает ч. 3 ст. 70 УПК.
Статья 240 УПК говорит о непосредственном исследовании доказательств судом первой инстанции — допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушивании заключений экспертов, осмотре вещественных доказательств, оглашении протоколов и иных документов. Статья 20 УПК обязывает суд (судью), прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как улучшающие, так и оправдывающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
Итак, ни одно доказательство, каким бы убедительным и безупречным оно ни казалось, не может быть положено в основу выводов по делу без проверки. Проверке подвергается как содержание доказательства, так и доброкачественность источника в их неразрывном единстве.
Проверка каждого отдельного доказательства производится путем сопоставления его с другими доказательствами, обнаружения противоречий между ними, выяснения их причин. В ряде случаев бывает необходимо привлечение новых доказательств, помимо имеющихся в деле. Проверка отдельного доказательства невозможна в отрыве от совокупности доказательств по данному делу, вне их сопоставления и взаимной проверки.
Собирание доказательств и их проверка не разорваны во времени. В свою очередь, проверка доказательства не изолирована от их оценки, так как, собирая и проверяя доказательства, органы предварительного расследования и суд формируют свое мнение по поводу их достоверности и соответственно определяют дальнейшее направление доказывания.
Процесс доказывания завершается в конечном счете оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение уголовного дела.
Оценка доказательств — это определение истинности доказательств, это логический, мыслительный процесс, проникновение в сущность познаваемых явлений. Как и проверка, оценка также представляет собой исследование доказательств (каждого в отдельности и всей их совокупности). Но цели оценки иные: определение ценности доказательств, их значимости для доказанности сведений об обстоятельствах дела, т.е. их аксиологическое исследование.
Проверка доказательств позволяет следователю и суду определить механизм их формирования, качество их источников и полноту, непротиворечивость, ненадежность содержащейся в них доказательственной информации с точки зрения возможности отслеживания ее происхождения.
Но этого недостаточно для определения доказанности или недоказанности обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
Сколько источников и содержащихся в них данных необходимо для того, чтобы можно было признать эти обстоятельства установленными (доказанными), ни один закон не может (да и не должен) определить заранее.
В каждом источнике доказательств содержится свой (индивидуальный) объем информации, и определить, что же доказывает (опровергает) каждый из них и вся их совокупность, можно только в результате оценочной деятельности. Поэтому, хотя проверка и оценка доказательств — это не одно и то же, однако оценка является итогом проверки. Она позволяет из разрозненных источников и содержащихся в них “единиц”, “количеств” доказательственной информации воссоздать единую “картину” исследуемого события на основе его модели, заложенной в частных и общих версиях, и, исходя из этого, увидеть место и роль (ценность) каждого доказательства и всей их системы.
Отказавшись от присущей розыскному (инквизиционному) процессу формальной системы доказательств, где сила (значимость) каждого вида доказательств заранее (априорно) была определена законом, уголовно-процессуальное законодательство современных цивилизованных государств (в том числе и России) закрепляет правило свободной оценки доказательств: никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеют заранее установленный силы (ч. 2 ст. 71 УПК).
Это правило оценки доказательств буквально выстрадано человечеством, означает следующее.
Закон не определяет1, какими доказательствами должны быть установлены те или иные обстоятельства, не устанавливает заранее силы доказательств перед другими (например, признание обвиняемым своей вины и иные доказательства, заключение эксперта и иные доказательства и т.д.). Не устанавливает законодатель и количественных показателей достаточности доказательств для того или иного решения по делу.
1 За небольшими исключениями, которые также обусловлены заботой законодателя о необходимости использования доброкачественной информации для доказывания некоторых обстоятельств, учитывая их особенности. Речь идет о положениях ст. 79 УПК об обязательном назначении экспертизы.

В отношении оценки доказательств2, основанной на объективных закономерностях психологии, логики, закон определяет, с одной стороны, лишь методологические основы (ст. 71 УПК), которые являются гарантами свободной оценки, а с другой — содержит специальную развернутую систему гарантий, обеспечивающих реализацию в доказывании его методологических предпосылок (ч. 2 ст. 127; ч. 4 ст. 1271; ст. 212; ч. 2 ст. 215; ч. 2 ст. 352; ч. 2 ст. 353; ст. 248, 380, 382 УПК). К ним относятся:
2 Необходимо иметь в виду, что в суде с присяжными заседателями оценку допустимости доказательств дает судья, он обязан устранять недопустимые доказательства из рассмотрения на суде и не допускать использования их для обоснования сторонами своих утверждений. Оценку достоверности, силы и достаточности доказательств дают только присяжные заседатели на основе непосредственного исследования в суде доказательств. Их оценочные суждения формируются как в ходе судебного следствия, так и в ходе обсуждения рассмотренных доказательств в совещательной комнате. Результат оценки ими доказательств выражается в их ответах на поставленные перед ними вопросы о доказанности события преступления, виновности обвиняемого и др.

1. Оценка доказательств следователем и судом по своему внутреннему убеждению. Никто не вправе навязать им свое мнение, оценку. Закон гарантирует, что следователь и суд оценивают доказательства и принимают на их основе решения по своему личному убеждению, по своей совести. Однако это убеждение не может быть безотчетным, интуитивным, произвольным.
2. Обязанность следователя и суда основывать свое убеждение “на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности…”
Такой подход дает возможность оценить каждое доказательство по механизму его формирования (его природе), а также обнаружить противоречия между сведениями, содержащимися в разных источниках, либо, наоборот, совпадение доказательств, что приводит к выводу об их достоверности и значимости (силе) для установления того или иного обстоятельства.
Если же сомнения в доказанности соответствующего обстоятельства остаются1, его нельзя считать доказанным, равно нельзя положить в основу своего убеждения доказательство, достоверность которого сомнительна2.
1 Особенно это касается обстоятельств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления либо отягчающих его ответственность, поскольку в силу действия презумпции невиновности, закрепленной в ст. 49 Конституции РФ, по своим правовым последствиям недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности.
2 Разумеется, эта сомнительность не должна быть результатом вялости или лености ума, но быть продуктом тщательного исследования, как справедливо подмечено А.Ф. Кони.

Естественно, что убеждение в достоверности каждого доказательства и достаточности их совокупности для вывода о доказанности обстоятельств дела может сформироваться лишь на основе совокупности доказательств и их объективного (беспристрастного, непредвзятого) исследования.
3. Обязанность следователя и суда при оценке доказательств руководствоваться законом и правосознанием. Как отмечалось ранее, закон (материальный и процессуальный) определяет программу доказывания (ее цели, этапы, средства реализации), которую обязаны выполнить следователь и суд при производстве по уголовному делу. В этом проявляется регулирующая роль закона, в том числе и в оценке доказательств.
Правосознание же у правоприменителя должно быть профессиональным, т.е. основанным на специальном юридическом образовании, профессиональном опыте применения права, его постоянном осмыслении и совершенствовании, что является необходимым условием, предпосылкой занятия соответствующей должности в правоохранительном аппарате и эффективности его функционирования.
Оценка доказательств следователем и судом как система логических операций по их исследованию имеет своей целью определение допустимости, относимости и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания.