§ 2. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство |
§ 2. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство

1. Суд — орган правосудия (ст. 118 Конституции РФ). Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”).
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ). Решая эти вопросы, суд осуществляет правосудие. Вся предшествующая деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела. Суду принадлежит руководящая роль в судебном разбирательстве. Кроме того, согласно ст. 22,23,25 Конституции РФ арест, заключение под стражу, содержание под стражей, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновение в жилище допускается на основании судебного решения.

Под судом в соответствии со ст. 34 УПК понимаются Верховный Суд РФ, Верховные суды субъектов Федерации, городские и районные суды, военные суды и судьи.
Рассмотрение уголовных и гражданских дел в судах может осуществляться коллегиально и единолично. В суде первой инстанции — единолично судьей или с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из профессиональных судей.
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе членов суда, а в порядке надзора — в составе не менее трех членов суда.
Суд может действовать в качестве суда первой инстанции, разрешая дело по существу, второй (кассационной) либо надзорной инстанции. Он всегда занимает главенствующее положение в уголовном процессе, решая все вопросы самостоятельно, независимо ни от кого, по своему внутреннему убеждению.
В своей деятельности суды не связаны выводами органов дознания или предварительного следствия, мнением прокурора и выводами вышестоящих судебных инстанций.
Взаимоотношения между различными звеньями судебной системы строятся на основе принципа независимости судей и подчинения их только закону. При несогласии с выводами и решениями суда первой инстанции суд кассационной или надзорной инстанций вправе в пределах своей компетенции прекратить производство по делу; изменить приговор — смягчив наказание, исключив эпизоды обвинения, переквалифицировав деяние на более мягкую статью; отменить приговор в случае неполноты судебного разбирательства, при существенном нарушении судом норм уголовно-процессуального закона либо при необходимости применить более строгое наказание.
При отмене приговора и возвращении дела на новое судебное разбирательство либо предварительное следствие суд дает обязательные указания о том, какие процессуальные действия следует провести, чтобы устранить допущенные ошибки и восполнить пробелы в исследовании. Причем суд вышестоящей инстанции не вправе предрешать выводы по основным вопросам, к которым может прийти нижестоящий суд (ст. 352 УПК).
При рассмотрении дела суд должен быть беспристрастным и объективным, принимая все меры для обеспечения установленного порядка судебного рассмотрения дела, защиты законных интересов, прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
2. Прокурор. Прокурорский надзор осуществляется непрерывно и во всех стадиях уголовного процесса. Прокурор призван обеспечить выполнение задач уголовного судопроизводства, предусмотренных ст. 2 УПК.
Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия должен обеспечить, чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах; никто не подвергся аресту без судебного решения или санкции прокурора; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимались меры к их устранению (ст. 30 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Надзор прокурора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах осуществляется с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном и объективном, а также своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях; выносились по каждому делу законные и обоснованные приговор, определение или постановление и своевременно, в соответствии с требованиями закона, обращались к исполнению. Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 36 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Прокурор обязан немедленно освободить постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона подвергается задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение (ст. 33 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве существенно меняется, и он утрачивает властно-распорядительные полномочия.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение.
Государственный обвинитель принимает участие как равноправная сторона в предоставлении и исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мерах наказания в отношении подсудимого (ст. 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
От всех остальных участников уголовного процесса он отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.
В случае несогласия с вынесенным в суде решением, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетентности принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор вправе опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.
Сходными полномочиями прокурор обладает и в стадии возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Органы предварительного расследования. Уголовно-процессуальным законом предусмотрены две основные формы расследования: дознание и предварительное следствие. Кроме того, по делам, перечисленным в ст. 414 УПК, применяется протокольная форма досудебной подготовки материалов.
Предварительное следствие — основная форма расследования уголовных дел. Оно производится следователями прокуратуры, а, также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции. При этом следователи прокуратуры могут производить предварительное следствие не только по делам, отнесенным законом (ст. 126 УПК) к их компетенции, но по любым иным делам, которые передаются им соответствующим прокурором.
В законе органами предварительного следствия названы не учреждения, а должностные лица. Этим подчеркивается, что производство предварительного следствия — исключительная функция следователей названных ведомств. Прокурор в соответствии со ст. 31 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и п. 5 ст. 211 УПК, а также начальник следственного подразделения в силу ч. 2 ст. 1271 УПК имеют право лично производить отдельные следственные действия или осуществлять в полном объеме расследование по конкретным делам. В последнем случае они выступают в роли следователей и пользуются их полномочиями.
Принадлежность следователя к тому или иному ведомству не влияет на его процессуальное положение. Закон наделяет всех следователей одинаковым объемом процессуальных полномочий.
Являясь самостоятельным субъектом расследования, следователь руководствуется внутренним убеждением и требованием закона при исследовании обстоятельств дела, самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и о производстве процессуальных действий и несет полную ответственность за их своевременное и законное проведение.
С этой целью УПК предоставляет следователю самостоятельно возбуждать уголовное дело, привлекать в качестве обвиняемого, прекращать уголовное дело, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, назначать экспертизы, производить допросы, осмотры, освидетельствования и иные процессуальные действия.
При несогласии следователя с указаниями прокурора по существенным вопросам предварительного следствия (это о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для назначения судебного заседания или о прекращении дела), следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. Решение этого прокурора является окончательным.
В ряде случаев решения следователя должны быть санкционированы или утверждены прокурором или согласованы с ним.
Санкция прокурора необходима в случаях: применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 11 УПК), отстранения обвиняемого от должности (ст. 153 УПК); производство обыска (ст. 168 УПК); выемки документов, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 167 УПК); наложения ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях (ст. 174 УПК); помещения обвиняемого в медицинское заведение для длительного наблюдения за ним при проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК).
Согласие прокурора требуется при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (ст. 6—9 УПК); для отмены или изменения меры пресечения, которая была избрана прокурором либо по его указанию, а также судом (ст. 101 УПК).
Прокурор утверждает обвинительное заключение (ст. 207 УПК).
Прокурор также продлевает сроки предварительного следствия и содержания под стражей (ст. 133,97 УПК), возобновляет расследование по прекращенному делу (ст. 210 УПК).
Постановления следователя, вынесенные по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
4. Начальник следственного отдела. По своему процессуальному положению начальник следственного отдела является самостоятельным субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Закон возлагает на него обязанности по организации и руководству следственной работой. Он лично отвечает за ее состояние в руководимом им отделе (отделении).
Осуществляя контроль за своевременностью действий следователя, по раскрытию и предупреждению преступлений, начальник следственного отдела принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Он вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными УПК, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения (ст. 1271 УПК).
5. Органы дознания. Ими являются: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы государственной безопасности; начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев; органы государственного пожарного надзора; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; таможенные органы РФ.
Принятие оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, является одной из основных функций органов дознания. Причем эту функцию выполняют не все органы дознания, а лишь те из них, которые имеют в своем составе соответствующие оперативные аппараты и возможности для осуществления такого рода деятельности. Указанными органами в первую очередь является милиция, а затем другие названные в ст. 117 УПК органы дознания.
Оперативно-розыскная деятельность лишь предусмотрена уголовно-процессуальным законом, но не регламентирована им. Она представляет собой систему специальных средств и методов, формы и порядок применения которых регламентирован Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Не являясь процессуальной, оперативно-розыскная деятельность сочетается с процессуальной при производстве дознания и предварительного следствия. В результате принятия оперативно-розыскных мер могут быть получены сведения, которые имеют важное информационное значение и помогают наметить следственные версии по делу, выявить свидетелей, обнаружить преступников, установить места хранения предметов и документов, представляющих значительный интерес для следствия и суда. При этом следует учитывать, что доказательства, полученные в результате применения оперативно-розыскных мер, могут приобрести доказательственное значение только в том случае, когда они будут оформлены в порядке, который определен УПК.
На орган дознания возложена обязанность немедленно уведомить прокурора об обнаруженном преступлении и начатом дознании.
Закон (ч. 3 ст. 112 УПК) предписывает органу дознания копию постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направить прокурору.
Объем процессуальных полномочий органа дознания по расследованию преступлений определен в законе в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления и сложности выяснения его существенных обстоятельств. В связи с этим предусмотрены две возможные формы дознания: по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Рассмотрим процессуальный статус лиц, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе, их защитников и представителей.