§ 5. Правовые основы безналичных расчетов

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Правовые основы безналичных расчетов |
§ 5. Правовые основы безналичных расчетов

Безналичные расчеты по товарным и нетоварным операциям осуществляются в разных формах, имеющих специфические особенности механизма функционирования, обусловленные разнообразием видов расчетных документов, характера доку­ментооборота, времени и способа платежа. Комбинации в со­держании этих элементов обусловливают возможность дальней­шего их совершенствования, появления новых, более полно отвечающих современному состоянию и перспективам развития российской экономики.

Согласно действующему законодательству в современных условиях могут быть использованы следующие виды расчетных документов: платежные требования, платежные требования-по­ручения, поручения, чеки, аккредитивы.

Платежное требование и платежное требование-поручение представляют собой требования поставщика к покупателю оп­латить согласно договору стоимость поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Обоснованностью такого требования служат приложенные к нему отгрузочные и товарные документы, подтверждающие факт выполнения по­ставщиком своих договорных обязательств. Плательщик, полу­чив свои расчетные документы, решает вопрос о согласии (ак­цепте) их оплатить. Платежные поручения, расчетные чеки и аккредитивы не требуют акцепта, поскольку изначально явля­ются поручениями, распоряжениями покупателя (плательщика) банку произвести зачисление средств со счета плательщика на счет поставщика.

Способ платежа — порядок его осуществления, определяю­щий последовательность и характер перечисления средств с од­ного счета на другой в процессе расчетов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.

Выбор той или иной формы безналичных расчетов должен учитывать конкретные условия деятельности предприятия, сте­пень доверия к его партнерам, их удаленность, условия и время транспортировки груза, средства связи, место осуществления платежа и т. д. Правильный выбор формы расчетов с каждым контрагентом обеспечивает ускорение получения денежной вы­ручки поставщиком, гарантированность ее получения, предот­вращение непредусмотренного договором авансирования постав­щика плательщиком. Для плательщика это означает обеспечение гарантии поставки, ускорение получения товара, недопущение непредусмотренного договорами авансирования поставщика. В современных условиях рыночной экономики контрагенты мо­гут самостоятельно выбирать формы безналичных расчетов, за­фиксировав это в договорах: акцептную (платежными требова­ниями), платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, аккредитивную, чековую, плановыми платежами, путем зачета взаимных требований, посредством факторинга.

Наиболее распространенной в современных условиях фор­мой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями, на долю которых приходится свыше 90 процентов пла­тежного оборота.

В основе этой формы расчетов лежит платежное поручение-распоряжение плательщика банку произвести перечисление средств с его счета на счет контрагента-получателя средств. Механизм расчетов платежными поручениями выглядит так: плательщик выписывает комплект платежных поручений на оплату продукции, отгруженной поставщиком (либо подго­товленной к отгрузке, либо в порядке предварительной оплаты предстоящей поставки), и передает своему банку;

банк плательщика, проверив правильность оформления пла­тежных поручений, списывает денежные средства со счета пла­тельщика и зачисляет на расчетный счет поставщика, если пос­ледний имеет счет в этом же банке, или через расчетно-кассовый центр Центрального банка РФ, который оформляет кредитовое авизо и пересылает оплаченные документы в банк поставщика; банк поставщика, получив оплаченные платежные пору­чения, зачисляет денежные средства на счет поставщика.

Аккредитивная форма расчетов основана на расчетном доку­менте-заявлении на аккредитив — распоряжение плательщика банку поставщика об оплате товара или оказанных услуг на указанных покупателем условиях. Аккредитивную форму расче­тов целесообразно применять при случайных, разовых сделках, когда партнеры недостаточно доверяют друг другу, а также при сомнениях в финансовой устойчивости, платежеспособности и аккуратности плательщика. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву определяются договором партнеров, в котором указываются наименование банка-эмитента, вид аккредитива, способ его использования, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характерис­тика документов, представляемых поставщиком для получения оплаты по аккредитиву, сроки представления документов, тре­бования к их оформлению.

Расчеты плановыми платежами целесообразно использовать во взаимоотношениях между предприятиями, имеющими посто­янные хозяйственные связи, характеризующиеся постоянными поставками (равномерными) продукции в течение определенно­го периода: месяца, квартала, полугодия, года.

Плановые платежи представляют собой осуществляемые на договорной основе укрупненные расчеты, основанные на периодичной, регулярной, равномерной оплате планового объе­ма поставок. Они могут производиться ежедневно или периоди­чески в согласованные сроки с использованием платежных по­ручений, платежных требований или требований-поручений.

Расчеты путем зачета взаимных требований предусматрива­ют взаимопогашение претензий и обязательств должников и кредиторов и перечисление на расчетные счета только незач­тенной суммы. Проведение зачетов взаимных требований упро­щает документооборот, сокращает потребность в денежных средствах предприятий народного хозяйства в целом для осуще­ствления расчетов, ускоряет проведение расчетов и снижает вза­имную дебиторско-кредиторскую задолженность. Зачеты могут осуществляться между двумя участниками, на многосторонней основе, быть разовыми или постоянно действующими, внутри­банковскими и межбанковскими, внутриотраслевыми и межот­раслевыми, региональными и республиканскими.

Факторинг представляет собой посредническую операцию коммерческого банка или факторинговой фирмы по соверше­нию платежа за плательщика либо по покупке дебиторской задолженности.

Важная роль в улучшении организации безналичных расче­тов принадлежит внедрению расчетов между предприятиями на основе простых и переводных векселей, что может значительно сократить неплатежи и потребность в денежных средствах для проведения расчетов. Вместе с тем следует иметь в виду, что векселя и вексельное обращение не снимают проблемы обеспе­чения финансового оборота достаточной денежной массой со­гласно требованиям закона денежного обращения.