§ 2. Правовые основы денежного обращения. Денежная система Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Правовые основы денежного обращения. Денежная система Российской Федерации |
§ 2. Правовые основы денежного обращения. Денежная система Российской Федерации

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формат-Деньги — это экономическая категория, в которой гтр?оявля~ ются и с помощью которой строятся отношения между лРДьми. Деньги — особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого в>фажа-ется стоимость всех других товаров. Деньги представляю-/ с°бой уникальный товар, выполняющий функции средства ^бмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства. В совре­менной экономике обращение денег является неизменнаым Ус~ ловием обращения практически всех видов товаров. Де/1ЬГИ это блага, обладающие совершенной ликвидностью и вьгполня» ющие функции средства измерения ценности остальнь- благ (всеобщего эквивалента) или средства осуществления расчетов при обмене (средства обмена). Назначение денег заключ^ается в экономии издержек рыночных взаимодействий.

Роль денег проявляется в их функциях, которые вьг|2ажают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют пять функции: мера стоимости, средство обращения, средство плагпеяс<У> сред­ство накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги являются мощным регулятором экономиче£КИХ и неэкономических отношений. Кредитование, дотИров.^ние и

другие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежела­тельных для государства и общества экономических и неэконо­мических операций осуществляется не только путем админист­ративно- и гражданско-правовых ограничений, но и с помощью денег. Например, государство в целях обеспечения протекцио­нистской политики в отношении отечественных товаров уста­навливает более высокие в сравнении с другими импортируе­мыми товарами таможенные пошлины.

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансо­вой обеспеченности субъектов экономической и неэкономиче­ской деятельности. Так, инфляционные процессы (обесценение денег), наблюдавшиеся в России в 1992—1994 гг., в числе про­чих причин были вызваны сокращением производства, низкой наполняемостью рынка отечественными товарами. Необходи­мость обеспечить поддержку ряда отраслей экономики и соци­альную поддержку ряда групп населения вызвала сознательную эмиссию большего количества денежной массы, чем требова­лось в соответствии с законами денежного обращения. Посто­янное понижение курса рубля по отношению к наиболее устой­чивой валюте — доллару США — было вызвано в этот период расширением импорта товаров в Россию и оттоком российского капитала в страны, где существовали более благоприятные ус­ловия для инвестирования.

В Российской Федерации как стране с рыночной экономи­кой деньги используются в качестве одного из важнейших регу­ляторов экономических отношений в целях их направления на достижение государственных и общественных интересов, а так­же частных интересов, не противоречащих интересам государ­ственным и общественным.

Благодаря выполнению перечисленных функций деньги иг­рают ключевую роль в развитии производства, особенно в ры­ночной экономике. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями, а также сред­ством учета общественного труда в товарном хозяйстве. Деньги участвуют в установлении цен на товары.

Известно, что в разных странах в разное время функции д^ нег выполняли самые различные товары. При этом учитывали^ географические, национальные и иные особенности населени*^ проживавшего в соответствующих странах, а также специфиь ‘ хозяйственной деятельности этих стран. С течением временvпрактически во всех странах перешли к универсальному дене>ц* -ному средству — золоту, учитывая особые качества золота к^Г вещества и товара: компактность; неизменяемость физически vсвойств; большое количество труда и средств, затрачиваемых ц его добычу и переработку, а следовательно, и высокая стоимос-к и т. п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетам изделиях) затруднено из-за необходимости постоянного пере ‘ мещения его больших масс и из-за физической изнашиваемость» монет, слитков, изделий.

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах пере ходят на бумажные деньги, особенностью которых являлось вц ражение в денежной единице определенной меры (массы) зо лота.

Длительное время традиционно сохранялись право владельч ца бумажных денег на их обмен на определенное количеств^, золота и соответствующая обязанность эмитента (т. е. субъекта выпустившего в обращение деньги) обменять представленный бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности для дореволюционной России и для Советского Союза времеь новой экономической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства госух дарств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлени-ем является отсутствие на бумажных денежных знаках некогд^ традиционных надписей о соответствии «бумажной» денежно*} единицы определенной массе золота и об обязательстве эмитен­та обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денеж­ных знаках Центрального банка РФ.

В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бумажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечивают­ся золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» кон­кретного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в частности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.

Это положение в общей форме закреплено в законодатель­ных актах о денежном обраще нии соответствующих государств.

В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации С Банке России)» указано, что банк­ноты и монеты являются безусловными обязательствами Цент­рального банка РФ и обеспечиваются всеми его активами. Но записи об обеспечении рубля золотым содержанием в нем нет.

Отметим, что в последний период существования СССР со­ветский рубль, в отличие от предыдущих периодов, также не имел золотого обеспечения. В соответствии со ст. 10 Закона СССР «О Государственном банке СССР» официальное соотно­шение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливалось,.

Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время очень немногие государства используют серебро для изготовле­ния монет.

В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпусъсаются как сувениры, как объект коллекционирования, причем специально обработанные и упа­кованные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежными купюрами и обычными монетами, в денежном об­ращении их фактически нет.

Современные деньги выпускаются в обращение непосред­ственно государством, но чащ,е от его имени уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.

Официальные денежные знаки предусмотрены законода­тельными актами государства. Иногда на территории государ­ства обращаются (с его ведома и разрешения или «самовольно») другие денежные знаки. Например, после распада Советского Союза на территории большинства государств — бывших союз­ных республик обращались денежные знаки уже не существо­вавшего Союза ССР.

Наконец, встречаются денежные суррогаты, т. е. такие де­нежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными орга­низациями, а также гражданами самовольно.

Одна из причин их появления — нехватка официальных де­нежных знаков. Суррогаты достаточно часто вводятся предпри­ятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и в связи с необходимостью рассчитываться с работниками пред­приятий, с другой стороны.

Несмотря на то что номинальное значение денежного сурро­гата обычно выражается в официальной денежной единице (ва­люте) соответствующего государства, государство не признает суррогаты в качестве платежного средства. Это выражается, в частности, в безусловном отказе принимать платежи в пользу государства в суррогатных формах, в запрещении различным организациям и физическим лицам осуществлять расчеты с по­мощью суррогатов, а в крайних случаях — в изъятии и уничто­жении суррогатов.

Непосредственное обеспечение эффективности и беспере­бойного функционирования платежной системы возложено на Центральный банк РФ. Одной из основных целей деятельности Центрального банка РФ является защита и обеспечение устой­чивости рубля. Реализация названых целей осуществляется по­средством выполнения следующих функций: монопольное осу­ществление эмиссии и организация наличного денежного обра­щения; установление правил расчетов в Российской Федерации; создание резервных фондов банкнот и монет; определение пра­вил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; уста­новление признаков платежности денежных знаков; определе­ние порядка замены и уничтожения денежных знаков, вышед­ших из обращения; утверждение правил ведения операций.

С помощью оперативного эмиссионно-кассового регулиро­вания путем выпуска и изъятия денег из обращения в соответ­ствии с потребностями экономики производится перераспреде­ление денежной массы между территориями страны.