§ 2. Государственное регулирование страховой деятельности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Государственное регулирование страховой деятельности |
§ 2. Государственное регулирование страховой деятельности

В Российской Федерации с 1992 г. государство не является монополистом в сфере предоставления страховых услуг. В нача­ле 90-х гг. в процессе реформирования национальной экономи­ки одна из важнейших функций государства — материальная защита частных и публичных субъектов от непредвиденных или негативных обстоятельств — была в значительной степени пере­дана профессиональным страховым организациям. Однако де­легирование государственной функции не означает невостребованности страховых услуг для публичной финансовой дея­тельности, напротив, страхование является важнейшим элемен­том регулируемой рыночной экономики. Как следствие, у госу­дарства возникла обязанность нормативно обеспечивать и все­сторонне контролировать деятельность негосударственных страховщиков.

Наиболее важные формы и методы государственного регули­рования страховой деятельности отражены в Основных направ­лениях развития национальной системы страхования в Россий­ской Федерации в 1998—2000 гг., одобренных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139. Согласно на­званному документу государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать эффективное развитие на­циональной системы страхования и действенный контроль за страховыми организациями.

Государственное регулирование страхования осуществляется следующими методами: прямое участие государства в страховой деятельности; законодательное обеспечение функционирования национального страхования; государственный надзор за страхо­вой деятельностью.

Прямое участие государства в страховой деятельности осуще­ствляется посредством определения основ страхования неком­мерческих рисков по защите инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов. За счет средств федерального бюджета финансируются программы обязательного государственного страхования, оказывается поддержка государственным страховым компаниям, предоставляются дополнительные гарантии при раз­мещении средств страховщиков, привлекаемых в рамках приори­тетных видов страхования в форме нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом.

Одним из наиболее важных элементов страховой компетен­ции государства является формирование целевых резервов, предназначенных для компенсирования несостоятельности от­дельных страховых организаций при исполнении ими обяза­тельств по договорам долгосрочного страхования жизни и пен­сионного страхования граждан.

В страховые правоотношения государство может вступать в качестве страховщика или страхователя. Наиболее распространенными видами обязательного государственного страхования являются те, в которых государство выполняет функции страхо­вателя. В правоотношениях по обязательному государственному страхованию, одной из сторон которых выступает государство в виде страхователя, как правило, законодательно устанавливают­ся повышенные требования к контрагенту публичной власти страховщику. Например, для осуществления страхования при осуществлении международных перевозок продукции военного назначения или поставок по государственному оборонному за­казу государство выбирает страховщиков путем проведения зак­рытого конкурса с учетом рекомендаций Министерства финан­сов РФ1. При этом к страховым организациям, допускаемым к участию в подобном конкурсе, предъявляются повышенные тре­бования: резидентство Российской Федерации; опыт работы по страхованию грузов не менее пяти лет; наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну; наличие сети филиалов и представительств; отсутствие санкций Министерства финансов РФ и других уполномоченных федеральных органов исполни­тельной власти.

Достоверность сведений о страховых организациях, допу­щенных к участию в конкурсе по страхованию продукции воен­ного назначения, проверяется Федеральной службой безопас­ности РФ, Министерством финансов РФ и Министерством эко­номического развития и торговли РФ.

После проведения закрытого конкурса правовой статус стра­ховой организации, получившей право страховать продукцию военного назначения, дополняется рядом обязанностей:

не допускать нарушения законодательства иностранных го­сударств, а также действий, в результате которых России мо­жет быть нанесен политический, военный или экономический ущерб;

предоставлять в течение одного месяца субъектам военно-технического сотрудничества сведения об изменении юридиче­ского статуса организации;

использовать в максимальной степени сострахование рисков между страховыми организациями с целью наиболее полного использования потенциала российского страхового рынка.

Прямое участие государства в страховой деятельности заклю­чается также в разработке и реализации государственной полити­ки в области страхования, определении порядка участия страхо­вых организаций в государственных программах страхования.

Законодательное обеспечение страховой деятельности как метод государственного регулирования заключается в норматив­но-правовом обеспечении субъектов страховых отношений. Приоритетными направлениями данного метода являются: оп­ределение и конкретизация условий допуска иностранных стра­ховщиков на российский страховой рынок; выработка законо­дательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, броке­ров и иных субъектов страховых отношений на внутреннем страховом рынке; регламентация перестраховочной деятельнос­ти в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж.

Государственный надзор за страховой деятельностью вклю­чает в себя ряд процедур контрольного характера, основными из которых выступают организация надзора за страховыми орга­низациями; разработка процедур финансового оздоровления страховых организаций; установление специальных правовых режимов по отношению к страховым организациям, оказываю­щим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; определение порядка и условий лицензирования стра—ховой деятельности; установление санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, а также принципов добросовестной конкуренции.

В настоящее время функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Мини­стерства финансов РФ. Основными сферами деятельности на­званного департамента являются:

лицензирование страховой деятельности;

ведение Единого государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров;

осуществление контроля за обоснованностью страховых та­рифов и обеспечение платежеспособности страховщиков;

определение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета и отчетности страховых операций;

разработка нормативных документов и методических мате­риалов, регулирующих отношения в сфере страхования;

выдача разрешений на участие иностранных инвесторов в российских страховых организациях на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций или долей в уставном капитале российских страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании.

Страховщики обязаны регулярно предоставлять в Департа­мент страхового надзора различные отчеты по установленным формам, в частности информацию о своем финансовом состоя­нии.

Страховой надзор осуществляется Министерством финан­сов РФ во взаимодействии с правоохранительными и налого­выми органами, Министерством РФ по антимонопольной по­литике и поддержке предпринимательства, профессиональны­ми объединениями страховщиков, в частности Всероссийским союзом страховщиков. В целях выработки единых методиче­ских принципов организации и осуществления страхового дела Департамент по страховому надзору координирует свою дея­тельность с исполнительными органами государственной вла­сти субъектов РФ. Подобное взаимодействие способствует со­хранению единого финансово-правового пространства, недо­пущению принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему федеральному законодатель­ству. Учитывая мировые интеграционные процессы, Департа­мент по страховому надзору сотрудничает с органами стра­хового надзора зарубежных стран, что также препятствует незаконному оттоку денежных средств в качестве перестрахо­вочных премий за рубеж.

Документом, удостоверяющим право на осуществление стра­ховой деятельности на территории Российской Федерации, является лицензия. Лицензия на проведение страховой деятель­ности может быть выдана юридическому лицу — резиденту Российской Федерации при соблюдении определенных условий.

На лицензирование принимаются документы страховых орга­низаций, не нарушающих требования российского законодатель­ства и, соответственно, не имеющих действующих юридических санкций. Факт привлечения юридического лица к ответственно­сти за нарушение законодательства подлежит обязательной про­верке, поэтому в целях ускорения прохождения предварительной экспертизы лицензиат вправе представить справки территориаль­ного органа страхового надзора об отсутствии претензий и случа­ев нарушения действующего законодательства.

Одним из главных условий лицензирования юридического лица на предмет занятия страховой деятельностью является финансовая устойчивость и выполнение нормативного соотно­шения активов и обязательств, что должно быть подтверждено аудиторским заключением.

Важным требованием для возможности осуществления стра­ховой деятельности является наличие оплаченного уставного капитала, который в совокупности с иными собственными сред­ствами страховой организации должен обеспечивать проведе­ние планируемых видов страхования и выполнение принимае­мых страховщиком обязательств.

Уставный капитал страховой организации должен быть про­порционален суммам страховых премий, планируемым страхов­щиком в первом году деятельности. Размер уставного капитала зависит от вида страхования. Например, по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев и болезней, медицинскому страхованию, страхованию средств наземного транспорта, грузов или гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств уставный капитал должен составлять 15 процентов от суммы страховой премии, но не менее 150 млн рублей; по страхованию профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, страхованию средств воздушного или водного транспорта уставный капитал не должен быть менее 25 процентов от суммы страховой премии; по страхованию фи­нансовых рисков или страхованию гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности — 30 про­центов от суммы страховой премии, но не менее 250 млн рублей.

Для получения лицензии на осуществление страховой дея­тельности юридическими лицами подаются следующие доку­менты: заявление; учредительные документы; документы, под­тверждающие оплату уставного капитала; экономическое обоснование страховой деятельности (бизнес-план, расчет со­отношения активов и обязательств, положение о порядке фор­мирования и использования страховых резервов, план по пере­страхованию, план размещения страховых резервов, финансо­вый баланс); разработанные локальные правила по видам страхования; расчет страховых тарифов; сведения о руководите­ле страховой организации и его заместителях.

Относительно лицензирования некоторых видов страхования законодательством установлены специальные правовые режимы, сущность которых заключается в ограничении доступа юридиче­ских лиц на рынок страховых услуг. Так, для получения лицензии на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на во­енные сборы, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников налоговой полиции кроме названных документов необходимо до­полнительно представить следующие сведения: нотариально заве­ренную копию разрешения на проведение работ, связанных с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну; сведения об учредителях страховой организации с указанием их доли и участия в уставном капитале; сведения о практической деятельности в области личного страхования; образец договора обязательного государственного страхования.

Должностные лица Департамента по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие ком­мерческую тайну страховщика.

За выдачу лицензии на осуществление страховой деятельно­сти взимается плата, поступающая в доход федерального бюд­жета. Если особо не оговорено в лицензии, то разрешение на право осуществления страховой деятельности не имеет ограни­чения по сроку действия.

Являясь органом федеральной исполнительной власти, Де­партамент страхового надзора вправе давать страховщикам обя­зательные для выполнения предписания по устранению нару­шений действующего законодательства. В случае неисполне­ния страховщиками вынесенных предписаний департамент вправе приостанавливать, ограничивать либо отзывать выдан­ные лицензии.

Нарушением страхового законодательства считается совер­шение противоправных деяний, в числе которых:

несоблюдение установленных правил формирования и раз­мещения страховых резервов;

несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

нарушение установленных требований о предоставлении от­четности в Министерство финансов РФ и территориальному органу страхового надзора;

непредставление в срок документов, затребованных Мини­стерством финансов РФ или территориальным органом страхо­вого надзора;

установление факта представления Министерству финансов РФ или территориальному органу страхового надзора недосто­верной информации;

несообщение в установленный срок в Министерство финан­сов РФ об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, поданные на лицензирование.

О необходимости устранения выявленных правонарушений Департамент по надзору за страховой деятельностью направляет страховщику предписание. При необходимости копия предпи­сания направляется соответствующим органам исполнительной власти. В установленный срок страховщик обязан устранить выявленные нарушения и сообщить об этом в Министерство финансов РФ. В случае невыполнения страховщиком требова­ний предписания Министерство финансов РФ вправе принять решение о прекращении данным страховщиком страховой дея­тельности, о чем сообщается нарушителю, налоговому органу и средствам массовой информации.

В случае установления фактов неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФ Департамент по надзору за страховой деятельностью вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика, а также о ликвидации пред­приятий и организаций, осуществляющих страховую деятель­ность без лицензий.