§ 1. Общая характеристика финансов предприятий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Общая характеристика финансов предприятий |
§ 1. Общая характеристика финансов предприятий

В современных условиях развития рыночной формы экономики ведущее место в воспроизводственном процессе занимают финансы предприятий. Реформирование финансовых отношений обусловило и предопределило появление предпринимательской деятельности не только в частном, но и в государственном сек­торе экономики. Складывающийся сегодня в Российской Феде­рации сектор экономики в значительной степени основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределяет наличие большого количества государственных и муниципальных предприятий. Например, государственными или муниципальными являются основные предприятия полигра­фии, связи, водопользования, природоохраны, атомной энерге­тики.

Одновременно государственные и муниципальные предпри­ятия переходят от административно-командных методов хозяй­ствования к рыночным методам регулирования своей деловой активности. Однако предприятия, собственниками которых яв­ляются государство или муниципальные образования, имеют несколько иное предназначение нежели коммерческие структу­ры. Главной целью государственных и муниципальных пред­приятий служит не столько извлечение прибыли, сколько реа­лизация государственных функций и задач, обеспечение пуб­личных потребностей. Например, федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная теле­визионная и радиовещательная компания» создана для осуще­ствления функций государственного производителя и распрос­транителя телерадиопрограмм. Основной целью деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Цен­тральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка» является обеспечение прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги.

Государство создает предприятия и в сфере своей монополь­ной деятельности. Так, исключительно казенные предприятия осуществляют эмиссию и хранение официальных денежных знаков, государственных ценных бумаг, предоставление услуг общедоступной электрической и почтовой связи, транспорти­ровку нефти по магистральным нефтепроводам и т. д.

Заказчиком и одновременно основным (а иногда и моно­польным) потребителем продукции (работ, услуг), выпускаемой казенными предприятиями, является общество в лице государ­ства, поэтому производство данной продукции не должно ста­виться в зависимость от самоокупаемости. Достижение постав­ленной цели возможно только при оптимальной организации финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства, тесно взаимодействующее с другими ее институтами: бюджетной системой, внебюджетными фондами, кредитом и др. Юридическое значение имеет баланс финансовых ресурсов (т. е. соотношение всех доходов и расходов) государственных и му­ниципальных предприятий, поскольку он входит неотъемлемой частью в баланс финансовых ресурсов государства и является основой для составления проекта соответствующего бюджета (ст. 175 БК РФ).

Особенность этого звена финансовой системы заключается в сфере охватываемых отношений и выполняемых функциях. Финансы предприятий являются первичным, исходным эле­ментом финансовой системы, поскольку функционируют в сфере материального производства и органически сочетают в себе все стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление. Данная категория явля­ется не только фундаментальной, но и системообразующей, поскольку охватывает важнейшую часть финансовых отношений и создает основные источники финансовых ресурсов стра­ны: общественный продукт, национальное богатство и нацио­нальный доход.

Характерной особенностью финансов предприятий, отлича­ющей их от остальных звеньев финансовой системы, является сфера деятельности. Государственные (муниципальные) цент­рализованные финансы проявляются в основном в процессе формирования, использования или распределения публичных денежных фондов общего назначения (бюджеты, внебюджетные фонды и т. д.), т. е. централизованные финансы осуществляют свои функции на стадии вторичного распределения или пере­распределения национального дохода. Финансы предприятий проявляют себя гораздо раньше — на стадии первичного обра­зования национального дохода, но продолжают действовать и во вторичных распределительных и перераспределительных процессах.

О децентрализованном характере свидетельствует и тот факт, что согласно ст. 214 ГК РФ финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

От состояния финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий зависит степень удовлетворения тех публичных потребностей общества, которые гарантированы государством.

Нужно иметь также в виду, что финансы государственных и муниципальных предприятий имеют важное значение для фор­мирования системы неналоговых доходов бюджетной системы и внебюджетных фондов. Кроме этого, финансы некоторых госу­дарственных и муниципальных предприятий могут использо­ваться их собственником в качестве временно свободных фи­нансовых ресурсов. Так, Московский метрополитен, реализуя проездные билеты в короткие сроки, мобилизует значительные денежные средства пассажиров, которые можно рассматривать как краткосрочные кредиты для правительства Москвы.

По своей сущности финансы предприятий — это экономи­ческая категория, связанная с производством, отражающая за­кономерности развития экономики и входящая в состав эконо­мического базиса. Однако публичный интерес относительно финансов государственных (муниципальных) предприятий обусловливает необходимость государственного установления правил поведения в этой сфере общественных отношений. Поэтому финансы государственных и муниципальных предприя­тий являются объектом правового регулирования и представля­ют собой денежное выражение движения материальных и иму­щественных ресурсов в процессе воспроизводственного круго­оборота.

Финансы государственных (муниципальных) предприятий — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного обще­ственного продукта, национального дохода, национального богат­ства и направленных на формирование основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия в целях реализа­ции функций и задач государства (муниципального образования).

Отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея­тельности предприятий, опосредуются в денежной форме. Од­нако не все отношения, складывающиеся в процессе деятельно­сти предприятий, являются финансовыми. Так, не относятся к финансовым денежные отношения по оплате кредиторской за­долженности, по выплате заработной платы и т. д.

Сущность финансов выражается в их функциях. Включение финансов предприятий в финансовую систему государства на­деляет их распределительной и контрольной функциями. По­средством распределительной функции предприятие осуществля­ет свою деятельность в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Распределительная функция позволяет формировать первона­чальный капитал, обеспечивать оптимальное сочетание финан­совых интересов предприятия и государства (муниципального образования), получать денежную выручку за реализованные товары (работы, услуги) и использовать ее на дальнейшее про­изводство и т. д.

Контрольная функция финансов предприятий обусловлена возможностью стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), формирование доходов, денежных фондов предприятия и необ­ходимостью их использования. Финансы предприятий, выра­женные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его коли­чественную сторону. Способность финансов предприятий ко­личественно отображать движение процесса воспроизводства позволяет систематически контролировать образование, распре­деление и использование фондов финансовых ресурсов на пред­приятии, что и выражается в функции контроля. Контрольная функция финансов предприятий имеет важное значение для всей финансовой системы страны, поскольку посредством ее осуществления проверяется выполнение хозяйствующими субъектами обязательств перед бюджетной системой по налоговым платежам, отчислению части валютной выручки, порядок целевого использования бюджетных ссуд, кредитов и т. д.

В сфере финансов предприятий распределительная и конт­рольная функции объективно взаимосвязаны, взаимообусловле­ны и действуют в единстве, поскольку представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса.

Функции государственных и муниципальных финансов реа­лизуются через определенные финансово-правовые категории: финансовые ресурсы; финансовый план; основные фонды и оборотные средства; прибыль; внутриведомственный и внутри­хозяйственный финансовый контроль и др.