§ 4. Преступления, посягающие на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Преступления, посягающие на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности |
§ 4. Преступления, посягающие на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК). Объект преступления — режим Государственной границы. Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и включает в себя правила:

* содержания Государственной границы;
* пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
* перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
* пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
* ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
* разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению1. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. № 4732-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: «До заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с

сопредельными государствами — бывшими союзными республиками СССР придать границе с этими государствами статус Государственной границы Российской Федерации»1.

Система обеспечения безопасности Российской Федерации невозможна без защиты Государственной границы, которая включает в себя совокупность политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Составной частью защиты Государственной границы является охрана Государственной границы, которая осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Обеспечение охраны Государственной границы возложено на органы Пограничной службы. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации»: «Органы Пограничной службы осуществляют:

* государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
* выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
* пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;
* в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
* выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

* совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации»1.

Статья 322 УК является уголовно-правовой формой обеспечения соблюдения режима Государственной границы Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в пересечении охраняемой Государственной границы без установленных документов и надлежащего разрешения. Если режим охраны Государственной границы не устанавливается, то ее пересечение без установленных документов и надлежащего разрешения не образует признаков преступления, предусмотренного ст. 322 УК.

Порядок пересечения Государственной границы регулируется упомянутым Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в ред. федеральных законов от 18 июля 1998 г. № 110-ФЗ и 24 июня 1999 г. № 118-ФЗ2; Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 11023, а также иными специальными нормативными актами.

В частности, согласно ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской

Федерации или решениями Правительства РФ. Названными актами устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении, а также время пересечения Государственной границы. При этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах с соблюдением требований, предусмотренных законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме вынужденного пересечения в силу чрезвычайных обстоятельств, допускается только по разрешению Правительства РФ.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами Российской Федерации, актами Правительства РФ.

Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства РФ.

Незаконным пересечение Государственной границы будет тогда, когда оно осуществляется без установленных документов и надлежащего разрешения. Определяя условия незаконности пересечения Государственной границы, законодатель указывает на необходимость установления двух обязательных обстоятельств — отсутствие установленных документов и надлежащего разрешения. Отсутствие какого-либо их этих обязательных условий исключает уголовную ответственность и влечет применение мер административного воздействия — ст. 183.1 (Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации) КоАП РСФСР.

Согласно законодательству установленные документы — это действительные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами ее территории либо личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации

осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт1; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению органом внутренних дел, Министерством иностранных дел РФ на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случае проживания за ее пределами, а в особых случаях — иными федеральными органами исполнительной власти сроком на пять лет. Лицам в возрасте до 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел РФ гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ (на срок их полномочий), членам Правительства РФ, судьям Конституционного Суда РФ, судьям Верховного Суда РФ, судьям Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Федерации, отнесенные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к государственным должностям категории «А», а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел РФ.

Дипломатический паспорт выдается также членам семьи (супруге, супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории Российской Федерации в официальное представительство Российской Федерации либо в представительство Российской Федерации при международной организации за пределами территории Российской Федерации, проживающим или следующим совместно с ним.

Служебный паспорт на срок не более чем Пять лет выдается государственным служащим, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Федерации, отнесенные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к государственным должностям категорий «Б» и «В», и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб Администрации Президента РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Конституционного Суда РФ, Аппарата Верховного Суда РФ, Аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, служащим Центрального банка РФ (Банка России) и гражданам Российской Федерации — военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также административно-технических служб официальных представительств Российской Федерации либо официальных представительств Российской Федерации при международных организациях за пределами территории Российской Федерации Министерством иностранных дел РФ. Членам семьи (супруге, супругу, несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, которому выдан служебный паспорт, может выдаваться также служебный паспорт в случае, если срок служебной командировки за пределы территории Российской Федерации превышает один год.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверение личности моряка). В целях, предусмотренных Конвенцией 1958 г. об удостоверениях личности моряков (Конвенция № 108 Международной организации труда), владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка) имеет право выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию любым видом транспорта в индивидуальном порядке или в составе группы при наличии надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) оформляется федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых отнесено управление морским и речным транспортом и рыболовством, и выдается гражданину Российской Федерации, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на

иностранном судне, а также включенным в судовую роль курсантам учебных заведений и командируемым на суда для выполнения служебных заданий работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти по управлению морским и речным транспортом и рыболовством, других федеральных органов исполнительной власти, либо гражданину Российской Федерации, являющемуся моряком, применительно к Конвенции 1958 г. об удостоверениях личности моряков (Конвенция МОТ № 108).

В случае, если гражданин Российской Федерации утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию1. При упрощенном порядке въезда и выезда может использоваться и национальный паспорт.

Надлежащее разрешение на пересечение Государственной границы представляет собой оформленный соответствующим образом документ: российская или иностранная (если она требуется) виза, транзитная виза, соответствующим органом оформленное приглашение юридического или физического лица.

В отношении отдельных категорий российских граждан устанавливаются дополнительные требования. Так, военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд его с указанием срока выезда из государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае выезда на срок свыше трех месяцев это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ.

Незаконным пересечение Государственной границы будет как при отсутствии установленных документов и надлежащего разрешения, так и при их наличии, но вне установленных мест

пропуска через Государственную границу1. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещении через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона от 1 апреля 1993 г. основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации и сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в нее.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает пограничный контроль (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из нее), а при необходимости также таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и другие виды контроля.

Как представляется, незаконным пересечением Государственной границы должны признаваться случаи, когда у лица имеются соответствующие документы и надлежащее разрешение, но на основании ст. 15, 26-28 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. ему запрещается или ограничивается въезд в Российскую Федерацию или выезд из Российской Федерации и оно осуществляет такие действия вопреки запрету Пограничной службы. К случаям ограничения пересечения для граждан России относятся, например, допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключение трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, призыв на военную службу, задержание по подозрению в совершении преступления либо привлечения в качестве обвиняемого и т. п. Для иностранных граждан или лиц без гражданства пересечение может быть не разрешено или ограничено, если они:

* при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из нее или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;
* в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила ее пересечения, таможенные правила, санитарные нормы;
* сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения;
* это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;
* в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке;
* в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
* осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации;
* уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом;
* не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств.

Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное ее пересечение лицами,

транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

* несчастного случая;
* аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
* сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
* буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
* доставки спасенных людей;
* оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств (ст. 9 Закона от 1 апреля 1993 г.).

Точно так же не образует уголовно наказуемого деяния пересечение границы с соответствующими документами, но при отсутствии надлежащего разрешения. Способ пересечения (пешеходный или на любом виде транспорта) на квалификацию не влияет.

Окончено преступление с момента пересечения Государственной границы.

С субъективной стороны преступление характеризуется только умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления — общий, т. е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированным видом преступления является пересечение охраняемой Государственной границы группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения. Понятие «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» даны в ст. 35 УК, а понятие «насилие или угроза его применения» — рассматривалось при анализе преступления, предусмотренного ст. 318 УК.

Незаконное пересечение Государственной границы, совершенное при бандитизме, угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, захвате заложников и т. д. квалифицируется по совокупности ст. 322 УК и соответствующих статей Кодекса, предусматривающих ответственность за данные преступления.

Согласно ст. 63 Конституции РФ: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и

лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». В некоторых случаях получение политического убежища невозможно без незаконного пересечения Государственной границы. Поэтому в примечании к ст. 322 УК специально оговорено, что действие этой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения ее Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Порядок предоставления политического убежища регулируется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 7461.

В частности, политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и данным Положением. Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо:

* преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
* привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
* прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
* прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
* прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
* представило заведомо ложные сведения;
* имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

При соблюдении указанных в Положении условий нарушение правил пересечения Государственной границы не образует преступления, если в действиях лица отсутствует иной состав преступления. Наличие этого обстоятельства слагается из двух элементов: а) когда лицо совершило за пределами Российской Федерации деяние, признаваемое в Российской Федерации преступлением. В этом случае незаконное пересечение Государственной границы обусловлено стремлением избежать уголовной ответственности за содеянное, что противоречит институту предоставления политического убежища; б) когда в процессе пересечения границы совершаются другие деяния, которые по Уголовному кодексу РФ признаются преступлением, например, убийство, причинение вреда здоровью, захват заложника, угон судна воздушного или водного транспорта либо подвижного железнодорожного состава и т. п.

Противоправное изменение Государственной границы (ст. 323 УК). Объект преступления — режим Государственной границы Российской Федерации.

Предметом преступления являются пограничные знаки (столбы, буи и т. п.) — ясно видимые специальные предметы, предназначенные для точного обозначения Государственной границы на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства РФ. Согласно правилам содержания Государственной границы пограничные знаки должны сохраняться и поддерживаться в исправном состоянии.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. Противоправным считается изменение в нарушение установленного нормативными актами порядка, о чем говорилось выше. В диспозиции ст. 323 УК указывается на три альтернативные формы изменения: изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков.

Изъятие означает устранение (вырывание, вытаскивание или иное извлечение) пограничного знака из места его нахождения без намерения установки его на другом месте. Перемещение связано с изменением пространственного положения пограничного знака и с установкой его в другом месте. Увеличение или уменьшение территории при этом значения не имеют. Уничтожение пограничного знака сопряжено с прекращением его физического существования, с истреблением. Способы уничтожения для квалификации по ст. 323

УК значения не имеют. Если же при этом применяется общеопасный способ (взрыв, поджог и т. п.), содеянное требует дополнительной квалификации по совокупности с ч. 2 ст. 167 УК.

Окончено данное преступление с момента совершения любого из названных действий и причинения какого-либо реального ущерба не требуется.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели. Изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков должны совершаться в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации. Совершение названных действий из хулиганских побуждений или по другим мотивам не образует преступления, предусмотренного ст. 323 УК.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированным видом преступления является совершение его неоднократно либо наступление в результате его совершения тяжких последствий. Понятие «неоднократность» дано в ст. 16 УК. Тяжкие последствия — это оценочное понятие, содержание которого должно устанавливаться судебно-следственными органами в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К тяжким последствиям можно отнести причинение крупного материального ущерба, серьезное осложнение межгосударственных отношений и т. п.

Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК). Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации являются символами государственности, отражающими исторические корни и традиции ее народов. Они признаются нормами международного права и должны соответствовать определенным требованиям.

Герб — отличительный знак государства, города, сословия и т. п., изображаемый на флагах, монетах, печатях, и т. п.1. Флаг — прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, часто с эмблемой2. Согласно ст. 70 Конституции РФ Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает, что Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации3.

Он представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры — двуглавого орла с вышеперечисленными атрибутами), а также в одноцветном варианте.

Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках государственных органов и воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. Государственный герб Российской Федерации помещается на следующих зданиях и в помещениях:

* на фасаде здания официальной резиденции Президента РФ;
* на фасадах зданий Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределами Российской Федерации;
* в рабочем кабинете Президента РФ;
* в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных судов;
* в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях.

Кроме того, Государственный герб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, штандарте (флаге) Президента РФ, знаменах, денежных знаках, государственных наградах Российской Федерации и документах к ним, знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков — эмблем федеральных органов исполнительной власти.

В других случаях использование Государственного герба Российской Федерации устанавливается Президентом РФ.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:31. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФЗ Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:

* Администрации Президента РФ;
* Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
* Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
* Правительства РФ;
* Конституционного Суда РФ;
* Верховного Суда РФ;
* Высшего Арбитражного Суда РФ;
* Генеральной прокуратуры РФ;
* Центрального банка РФ;
* Счетной палаты РФ;
* резиденции Уполномоченного по правам человека в РФ;
* Центральной избирательной комиссии РФ.

Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Федерации.

В дни государственных праздников Российской Федерации Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Кроме того, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, на зданиях иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, водных судах, военных кораблях и судах, поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств. Ежедневно Государственный флаг Российской Федерации поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Государственный флаг Российской Федерации установлен постоянно:

* в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в залах судебных заседаний;
* в рабочем кабинете Президента РФ и в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента РФ, в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации при международных организациях (ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2001 г.).

Государственный флаг Российской Федерации размещается на транспортных средствах Президента РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда РФ, военно-транспортные воздушные суда, на космические аппараты, а также используется в качестве бортового отличительного знака кораблей, катеров и судов Пограничной службы РФ, в качестве знака государственной принадлежности некоторых скоростных судов.

Использование Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации с нарушением законодательства, а также надругательство над Государственным гербом и Государственным флагом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С объективной стороны преступление выражается в надругательстве над Государственным гербом или Государственным флагом Российской Федерации. Надругательство над изображением Государственного герба и Государственного флага, а равно над флагами и гербами иных государств и субъектов Федерации не может квалифицироваться по ст. 329 УК. При определенных условиях содеянное может быть квалифицировано по ст. 213 УК.

Надругательство означает совершение действий, характеризующихся осквернительно-глумливым, издевательским отношением к государственным символам. Оно может выражаться в срывании, уничтожении или повреждении герба или флага, нанесении на них оскорбительных надписей или символов, нанесении различных красящих и иных веществ и т. д. Надругательство может совершаться как тайно (но с тем условием, чтобы результаты надругательства были видны для окружающих), так и открыто. В последнем случае, если деяние сопряжено с грубым нарушением общественного порядка и другими элементами хулиганского отношения, оно квалифицируется по совокупности ст. 213 и 329 УК. Окончено преступление с момента совершения действий, отражающих глумливое, издевательское отношение к Государственному гербу или Государственному флагу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — общий, в том числе иностранный гражданин и лицо без гражданства.