§ 2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства |
§ 2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства законодатель отнес в основном те преступления, ответственность за совершение которых предусматривалась в Уголовном кодексе 1960 г. в главе «Государственные преступления». Этой главой начиналась Особенная часть Кодекса1.

Как уже отмечалось, данная группа преступлений выделена в разд. X «Преступления против государственной власти» по признаку видового объекта, каковым являются основы конституционного строя и безопасность государства.

Основы конституционного строя — это совокупность общественных отношений, присущих нашему обществу и закрепленных в разделе первом Конституции Российской Федерации, провозглашающем исходные принципы конституционного строя, правовой статус личности, основы экономических отношений и политической системы Российской Федерации.

Основы безопасности государства — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней опасности. Жизненно важными интересами признается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства2.

Основы безопасности государства предполагают защищенность не только конституционного строя, но и суверенитета, территориальной неприкосновенности, обороноспособности и других жизненно важных интересов от возможных посягательств на них.

Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и принятых во исполнение ее федеральных законов.

Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами3.

Обороноспособность — совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности1.

Видовым объектом преступлений против государственной власти, обусловившим объединение рассматриваемых деяний в самостоятельную классификационную группу, как уже отмечалось, являются основы конституционного строя и безопасности государства.

Непосредственными объектами этих преступлений в зависимости от характера действий выступают внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства заключается в совершении активных действий. Исключение составляет такое преступление, как утрата документов, содержащих государственную тайну, которая возможна путем как действия, так и бездействия (ст. 284 УК). Подавляющее большинство преступлений данной группы признаются законодателем оконченными с момента совершения описанного в статье действия (безотносительно к факту наступления последствий). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени опасности рассматриваемых преступлений.

С субъективной стороны преступления данной группы предполагают наличие только умышленной вины (исключение составляет упоминавшаяся выше ст. 284). В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является цель. Так, диверсия осуществляется в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК).

Субъектом этих преступлений являются достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В виде исключения субъектом государственной измены (ст. 275 УК) может быть лишь гражданин России, а шпионажа (ст. 276 УК) — только иностранные граждане и лица без гражданства. Отдельные преступления совершаются только специальным субъектом. Так, субъектом разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) выступает только то лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе.

Лица, не достигшие 16-летнего возраста, к ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства не привлекаются. Если же в их действиях содержится состав другого преступления, за которое установлена ответственность с 14 лет, они отвечают за это преступление. Так, при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля лица, достигшие 14 лет, могут привлекаться к ответственности по ст. 105 (умышленное убийство или покушение на него), ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и пр.

Несмотря на изменение местоположения рассматриваемых составов в системе Особенной части Кодекса (с первого на четвертое место) степень опасности этих преступлений остается высокой, о чем свидетельствует отнесение законодателем более половины составов к числу особо тяжких преступлений.

Исходя из непосредственного объекта посягательства преступления против основ конституционного строя и безопасности государства можно подразделить на преступления, посягающие на:

* 1) внешнюю безопасность (государственная измена — ст. 275, шпионаж — ст. 276);
* 2) лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля — ст. 277);
* 3) внутреннюю безопасность или политическую систему России (насильственный захват власти или насильственное удержание власти — ст. 278; вооруженный мятеж — ст. 279; публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации — ст. 280);
* 4) экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия — ст. 281, разглашение государственной тайны — ст. 283, утрата документов, содержащих государственную тайну — ст. 284);
* 5) провозглашенный Конституцией принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды — ст. 282).

Примерно такая же классификация предлагается и некоторыми другими учеными1.

В литературе в отношении приведенной классификации высказывались следующие замечания: 1) не просматривается единое основание классификации; 2) неточным является отнесение разглашения государственной тайны (ст. 283) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность, так как государственная тайна имеет место не только в экономике и обороноспособности2.

Однако представляется, что в основу предлагаемой классификации положен один критерий — непосредственный объект. Отнесение преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность, как предлагают эти авторы, также весьма условно, поскольку эти преступления могут посягать и на внутреннюю безопасность.

В доктрине уголовного права имеются и иные классификации рассматриваемых преступлений. Некоторые авторы выделяют преступления, создающие угрозу:

* внешней безопасности (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну) и
* внутренней безопасности (все остальные)1.

Предлагается эти две группы преступлений дополнить третей группой — преступлениями, посягающими на экономическую безопасность, включив в нее одно преступление — диверсию2.

Ученые в основном единодушны по поводу того, какие преступления являются посягательствами на внешнюю безопасность. Таковыми признаются государственная измена и шпионаж.

Некоторые различия имеются в содержании классификационных групп (при пятичленной классификации), что объясняется спецификой непосредственных объектов3.

Как видно из перечня объектов посягательства, законодатель отнес к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства значительно меньшее число преступлений, чем было в Кодексе 1960 г. Это только такие преступления, которые действительно представляют реальную угрозу как основам конституционного строя, так и безопасности государства в целом.

В уголовном законодательстве зарубежных стран также предусмотрена ответственность за рассматриваемые деяния. Например, в Уголовном кодексе Франции в книге 4 «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия» раздел первый озаглавлен «Посягательства на основополагающие интересы нации». В этом разделе содержатся главы: «Об измене и шпионаже», «Об иных посягательствах на республиканские государственные институты или целостность национальной территории», «Об иных посягательствах на национальную защиту» и др.

Раздел первый, с которого начинается Особенная часть Уголовного кодекса ФРГ, озаглавлен: «Измена миру, государственная измена и создание угрозы демократическому правовому государству». Во второй главе этого раздела — «Государственная измена» содержатся: § 81 (Государственная измена Федерации), предусматривающий ответственность за нарушение целостности ФРГ или изменение основанного на конституции конституционного порядка с применением или попыткой применения насилия; § 82 «Государственная измена земле», в котором говорится о присоединении или отделении Земли либо изменении основанного на Основном законе Земли конституционного порядка также путем насилия или угрозы; § 83, устанавливающий ответственность за приготовление к государственной измене; § 83, излагающий признаки деятельного раскаяния.

Второе место в системе Особенной части Уголовного кодекса Польши занимает гл. XVII «Преступления против Республики Польша» (13 статей).

В разд. XII УК Белоруссии «Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления» выделена гл. 32 «Преступления против государства».

В Уголовном кодексе Швейцарии к числу преступлений против государства отнесены: государственная измена (ст. 265), посягательство на независимость Конфедерации (ст. 266), действия и устремления иностранных государств, направленные против безопасности государства (ст. 266 bis), и др.

В гл. 18 «О преступлениях, связанных с оскорблением монарха», и 19 «О преступлениях против безопасности королевства» Уголовного кодекса Швеции содержатся такие составы преступлений, как призыв к мятежу, вооруженная угроза законному порядку, государственная измена, предательство в переговорах с иностранной державой, шпионаж и др.

Первое место в Особенной части Уголовного кодекса КНР занимает глава «Преступления против государственной безопасности», содержащая 12 статей. Наиболее опасными законодатель считает причинение вреда суверенитету страны, ее территориальной целостности и безопасности, совершенные в сговоре с иностранным государством (ст. 102); организацию, планирование и практическое участие в вооруженном мятеже или вооруженном бунте (ст. 104); совершение измены и переход на сторону врага (ст. 108) и др, В случае причинения особо серьезного вреда государству и народу в результате совершения таких преступлений в ст. 113 предусмотрена возможность применения смертной казни.