§ 3. Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов |
§ 3. Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов

Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоя­тельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в надлежа­щий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поруче­ния налоговых органов по исчислению, удержанию и перечис­лению в бюджет налогов.

В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты это лица, на которых в соответствии с действующим законодатель­ством возложены обязанности по исчислению, удержанию у нало­гоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Как правило, налоговыми агентами являются лица, выпла­чивающие другим субъектам денежные средства: работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физичес­ким или юридическим лицам.

Институт налоговых агентов обусловлен потребностью госу­дарства осуществлять текущий финансовый контроль за дея­тельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующие обязанности:

правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;

представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правиль­ностью исчисления и удержания налогов у налогоплательщи­ков, а также перечислять удержанные налоги в бюджеты (вне­бюджетные фонды).

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому ус­ловно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налого­плательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются меж-» ду государством в лице уполномоченных органов и налогопла­тельщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о воз­врате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являть­ся налоговый агент.

Как правило, налоговые агенты сами являются налогопла­тельщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работни­ков налог на доходы физических лиц и одновременно само уп­лачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогопла­тельщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с нало­гоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, нало­говые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплатель­щиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогопла­тельщика.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщиками налогов и сборов являются государственные орга­ны, органы местного самоуправления, другие уполномоченные орга­ны и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и сборов определяется НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативны­ми правовыми актами представительных органов местного са­моуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

осуществлять в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов;

контролировать уплату налогоплательщиками (плательщика­ми сборов) причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых аген­тов является то, что сборщики налогов сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него на­логи. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполни­тельные органы местного самоуправления — относительно взимания земельного налога; органы ГИБДД — по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполни­тельной власти и местного самоуправления, нотариусы, орга­ны записи актов гражданского состояния — в части взимания государственной пошлины за совершение юридически значи­мых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налогов и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика наложенные на него фи­нансовые санкции, применять меры обеспечения исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно и налоговые агенты, и сборщики налогов и сборов являются подконтрольными субъектами со стороны на­логовых органов.