§ 2. Типичные исходные следственные ситуации, меры по их разрешению

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Типичные исходные следственные ситуации, меры по их разрешению |
§ 2. Типичные исходные следственные ситуации, меры по их разрешению

Сообщения или заявления о фактах загрязнения окружающей среды поступают в правоохранительные органы, как правило, от органов государственного экологического контроля, администрации предприятий, в виде публикаций в печати, выступлений по радио или телевидению, писем граждан. Нередко в этих сообщениях не содержится достаточных данных, указывающих на признаки преступных нарушений природоохранного законодательства. В таких случаях орган дознания или следователь может провести проверочные действия: взять объяснения у отдельных граждан или должностных лиц, истребовать документы.

Согласно Письму Минприроды РФ от 31 августа 1992 г. «О требованиях к оформлению и направлению материалов в органы прокуратуры по фактам уголовнонаказуемых нарушений природоохранного законодательства» органэкологическогоконтроляобязанпредставитьследующие документы:
• сообщение о нарушении природоохранного законодательства;
• протокол по факту нарушения природоохранного законодательства;
• объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев (если таковые имеются);

• заключение специалистов, содержащее характеристику нарушения, расчет ущерба, причины и условия, способствовавшие наступлению этого события;
• протоколы ранее проведенных проверок, копии ведомственных инструкций приказов или выписок из них, касающиеся допущенного нарушения;
• акты анализа лабораторных исследований проб воды,воздуха, почв и тому подобных объектов.
Кроме того,следователюцелесообразно ознакомитьсяс нормативнымидокументами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды на хозяйственных объектах. К ним, в частности, относятся:
• экологический паспорт предприятия;
• документы по контролю за газоочистными и пылеулавливающими установками;
• инструкции по составлению отчетов об охране воздуха иводы;
• соответствующие ГОСТы, определяющие объем и составпроизводственных отходов и регламентирующие фоновую концентрацию загрязняющих веществ.
Установлению нарушенных экологических правил способствует также непосредственное ознакомление следователя с технологическим процессом на предприятии, которое могло быть источником загрязнения.
Важная для следствия информация может быть получена в местных комитетах по охране окружающей среды и природныхресурсов; в центрах санитарноэпидемиологического надзора; в органах федерального горного и промышленного надзора РФ, Комитета РФ по рыболовству, Федерального надзора РФ по ядерной и радиационной безопасности; в отделах Министерства здравоохранения РФ (по регионам); в службе экологической статистики областного (краевого, республиканского) статуправления, в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) на местах.
По результатам предварительной проверки, протокола осмотра места происшествия и другим данным следователь или прокурор может принять решение о возбуждении уголовного дела по факту экологического правонарушения.
С цельюпредотвращениявредныхпоследствийэкологическогопреступления следовательобязаносуществлять и меры организационного характера:
• привлекать для обеспечения охраны общественного порядка сотрудников патрульнопостовой службы милиции, ГИБДД, участковых инспекторов милиции, силы и средства других служб органов внутренних дел и, преждевсего, экологической милиции;
• обеспечивать взаимный обмен информацией с органомдознания по расследуемому преступлению;
• давать поручения органам дознания и использовать припроведении неотложных следственных действий сведения, полученные оперативнорозыскным путем.
Выбор направления расследования, определение комплекса следственных действий и иных мероприятий следователя, направленных на собирание следов материального и идеального характера, во многом обусловлено типичной исходной следственной ситуацией, складывающейся к моменту возбуждения уголовного дела.
В практике расследования экологических преступлений обычно выделяют три типичные исходные следственные ситуации, которые характеризуются тем, что на момент возбуждения уголовного дела известны:
первая ситуация — место и источник загрязнения;
вторая ситуация — только место загрязнения;
третья ситуация — только источник загрязнения.

При любой из названных ситуаций на первоначальном этапе расследования проводятся следующие следственные действияииныемероприятия:
осмотр места происшествия, включающий как источник, так и зону загрязнения;
• допрос свидетелейочевидцев, а также лиц, отвечающихза контроль состояния окружающей среды;
• назначение различных видов экспертиз: экологической,ветеринарной, зоологической, ихтиологической и др.
Кроме того, при разрешении первой ситуации в целях проверки версий о времени загрязнения, способе и механизме преступления, нарушенных экологических требованиях и других обстоятельствах происшедшего события, проводят:
• выемку и осмотр документов, характеризующих технологический процесс производства, в том числе экологического паспорта предприятия, разрешения органа экологического контроля на проведение выбросов и стоковотходов производства;
• ознакомление с материалами служебного расследованияна предприятии—источнике загрязнения;
• направляют запросы в медицинские учреждения, экологическую милицию о лицах, которые пострадали в результате преступного загрязнения окружающей среды.
Во второй ситуации, кроме названных выше, следователь принимает меры, направленные на установление источника загрязнения. В частности, во взаимодействии с органами экологического контроля собирают сведения о хозяйственных объектах, в выбросах которых могут присутствовать вредные химические соединения, проводится проверка их возможной причастности к происшествию.
В третьей ситуации усилия следователя направлены на установление зоны загрязнения. С этой целью необходимо дополнительнопровести:
• выемку и осмотр документов, характеризующих технологический процесс производства, в том числе экологического паспорта предприятия, разрешения органа экологического контроля на проведение выбросов и стоковотходов производства;
• ознакомление с материалами служебного расследованияна предприятии—источнике загрязнения.

Экологические преступления
Одним из важнейших элементов организации раскрытия и расследования экологических преступлений является также хорошо налаженное взаимодействие следователя с сотрудниками экологической милиции, оперативными работниками, специалистами, обладающими познаниями в различных областях науки и техники и, прежде всего, с экспертамикриминалистами органов внутренних дел.
Сотрудники экологической милиции могут оказать большую помощь на этапе предварительной (доследственной) проверки материалов о загрязнении земли, водных бассейнов, атмосферного воздуха. Они истребуют необходимые материалы, получают объяснения, принимают меры к предотвращению вредных последствий, обеспечивают охрану места происшествия и сохранность следов преступления, организуют оказание помощи потерпевшим.
При осмотре места происшествия оперативный работник собирает сведения об источнике загрязнения окружающей среды, причиненном материальном ущербе, лицах виновных в содеянном, пострадавших и очевидцах преступления.
Специалисты оказывают помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, получают пробы почвы, воды, воздуха, проводят предварительные исследования.