§ 2. Возбуждение уголовного дела. Первоначальный этап расследования

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Возбуждение уголовного дела. Первоначальный этап расследования |
§ 2. Возбуждение уголовного дела. Первоначальный этап расследования

Возбуждение уголовного дела может быть следствием разрешения ряда типичныхситуаций:
1) возбуждение уголовного дела как способ реализации оперативных материалов;
2) возбуждение дела по ситуационной («случайной») контрабанде в случае поимки контрабандиста с поличнымпри производстве таможенного досмотра;
3) возбуждение дела по факту обнаружения так называемой
«бесхозной» контрабанды;
4) возбуждение дела по результатам проверки правоохранительными и иными контролирующими органами внешнеторговой или иной финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Иногда дела по контрабанде выделяются в самостоятельное производство из других уголовных дел.
В первой ситуации, обычно, в материалах оперативной проверки содержатся данные о личности контрабандистов, их связях, деятельности по подготовке, совершению и сокрытию контрабанды. Как правило, реализация производится задержанием контрабандистов с поличным. Нередко при этом используется так называемая контролируемая поставка товаров, в частности: наркотических средств и психотропных веществ; предметов, являющихся орудием или средством совершения преступлений, либо других предметов (статьи 227—229 ТК РФ). В процессе расследования доказываются факты известной преступной деятельности, выясняются неизвестные эпизоды, уточняется круг фигурантов, объем контрабанды.

Вторая ситуация представляет сложность, если обнаруженная при досмотре контрабанда является не единичным эпизодом, а частью деятельности организованной преступной группы. Расследование преступления в этой ситуации сопровождается активной оперативной проверкой. Расследование направлено на выявление организаторов контрабанды, установление других исполнителей и пособников, выявление всех фактов преступной деятельности.
Третья ситуация является самой сложной, так как неизвестен ни подлинный объем контрабанды, ни лица, причастные к ней. Расследование направлено, в первую очередь, на поиск следов, с помощью которых по учетам МВД можно установить личность контрабандиста, а затем выявить его связи, весь объем преступной деятельности.
В четвертой ситуации в материалах проверки уже содержатся указания на отдельные эпизоды контрабанды и лиц, причастных к ней. В процессе расследования определяется весь объем преступной деятельности, связь контрабанды с другими преступлениями.
Вовсехситуацияхподлежатустановлениюследующиеобстоятельства:
• имеет ли место факт незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров или иных предметов,указанных в ст. 188 УК РФ;
• что представляют собой предметы контрабанды, их количество (объем, вес), стоимость и другие характеристики;
• место, время, способы приобретения, хранения, перемещения и сбыта контрабанды, использовавшиеся при этомподлинные или поддельные документы, средства таможенной идентификации и т.д.;
• наличие квалифицирующих признаков контрабанды;
• виновность конкретного лица или лиц, причастных кконтрабанде (умысел, цель, мотивы преступных действий).
Если контрабанда совершалась организованной группой:
• выясняется роль каждого из участников группы (организатор, исполнители, пособники), время и обстоятельства формирования группы, особенности взаимоотношений внутри группы;
• характер и размер причиненного ущерба, другие вредныепоследствия преступной деятельности;
• обстоятельства, смягчающие и облегчающие ответственность виновных лиц;
• причины и условия, способствовавшие совершению контрабанды.
Формы и методы организации расследования контрабанды. Конкретными обстоятельствами дела и сложившейся на момент начала расследования ситуацией определяются формы и методы организации расследования. В случае значительного объема работы создается следственнооперативная группа с включением туда как следователей, так и оперативных работников. Назначается ее руководитель. Иногда создается штаб по сбору, анализу получаемой информации, определению необходимых организационных следственных действий, оперативных и оперативнорозыскных мероприятий.
Каждому из следователей, включенных в группу, поручают работу по расследованию одного или нескольких эпизодов преступной деятельности. Иногда работу распределяют по другому принципу — следователь занимается всей деятельностью одного или нескольких фигурантов.
При планировании расследования выдвигаются общие и частные версии. На первоначальном этапе выдвигаются общие версии:
• совершена уголовно наказуемая контрабанда;
• совершена административно наказуемая контрабанда;
• совершается подготовка другого преступления: террористического акта, диверсии и др. (при контрабанде оружия, боеприпасов, и т.п.).
Наряду с общими, выдвигаютсячастныеверсии:
• о лицах, занимающихся контрабандной деятельностью;
• о способах контрабанды;
• о местах приобретения, хранения, перемещения, сбытаконтрабанды;
• о количестве эпизодов контрабандной деятельности и др.
Если произведено задержание контрабандиста в момент пересечения границы, выдвигаются версии о неоднократном перемещении им предметов контрабанды, о совершении им других преступлений (хищений и др.).
В случаях контрабанды оружия, взрывчатых веществ, наркотиков выдвигаются версии о лице (лицах), причастном к контрабанде, и его местонахождении, о времени и других обстоятельствах закладки контрабанды в тайник.
План расследования составляется по каждому делу. В него включаются как следственные действия, так и оперативные мероприятия. Если работает группа, то составляется общий план и планы расследования отдельных эпизодов (или преступной деятельности конкретных лиц). Наряду с указанными, разрабатываются и согласуются с руководителем или штабом еженедельные и ежедневные планы.
Руководитель группы (штаба) регулирует обмен получаемой информации, организует текущий контроль за работой включенных в группу сотрудников, проводит итоговые еженедельные или ежедневные совещания.
Большое значение имеет организация взаимодействия с оперативнотехническими подразделениями, с другими министерствами и ведомствами, учреждениями (ГТК РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, МВД РФ, банки и др.). Его необходимость объективно обусловлена механизмом совершения контрабанды: ее подготовка и сбыт контрабандных товаров осуществляются на территории обслуживания органов внутренних дел; контрабанда перемещается через государственную и таможенную границы, где зачастую осуществляется задержание контрабандистов с поличным, проводятся контролируемые поставки и другие следственные действия, организационные и оперативнорозыскные мероприятия.
В связи с тем, что контрабанда затрагивает интересы разных государств, большое значение имеет взаимодействие с представителями соответствующих служб и органов иностранных государств и Интерполом. Связи с ним организуются через Национальное бюро Интерпола в России.