§ 3. Расследование хищений, совершаемыхорганизованными преступнымиформированиями на предприятиях (организациях)

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Расследование хищений, совершаемыхорганизованными преступнымиформированиями на предприятиях (организациях) |
§ 3. Расследование хищений, совершаемыхорганизованными преступнымиформированиями на предприятиях (организациях)

В данном случае речь идет о расследовании преступлений: присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ).
Указанные преступления могут совершаться в различных сочетаниях. В целом же они в своей совокупности характеризуют достаточно распространенные в настоящее время действия по завладению государственным и общественнокооперативным имуществом там, где оно еще сохранилось.
Подобные хищения осуществляются организованными преступными формированиями, в которые входят и должностные лица, осуществляющие управление имуществом; лица, в ведении и пользовании которых находится это имущество; лица, осуществляющие с этим имуществом необходимые хозяйственнофинансовые операции. Подобного рода хищения являютсядлящимися, они умело организуются и маскируются, наносят многомиллиардные убытки нашей экономике.

Предметом этих хищений все чаще становятся ценное промышленное сырье, нефть и нефтепродукты, газ, природные ископаемые, редкоземельные металлы, оружие, денежные суммы. Нередко они путем контрабанды вывозятся за границу. Хищения крупных денежных средств осуществляются за счет присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе основного или побочных производственных процессов; путем присвоения крупных сумм, полученных от преступных операций с банковскими кредитами (в том числе и с участием лжефирм); путем переплаты денежных средств по зарубежным контрактам с последующим возвратом части денег плательщику (как правило, перечисляемых на его счет в зарубежном банке).
Способы таких хищений во многом зависят от сферы, вида и особенностей предприятия, его операций с предметом посягательства, потребительской стоимости продукции, конъюнктуры рынка, сложившейся обстановки на предприятии, состава участников организованного преступного формирования, их взаимоотношений, личностных и криминальных навыков.
Неучтенные деньги или продукция создаются на производстве в результате:
• нарушения правил списания сырья и других материальных ценностей; нарушения технологических норм и правил; нарушения бухгалтерского учета и отчетности; ведения кассовых операций, пересортицы товаров и материалов;
• внесения изменений в подлинные документы или составления подложных документов;
• использования всевозможных АО, СП, ТОО для создания при предприятии побочных структур для передачиим по заниженным ценам сырья, оборудования, энергопитания в ущерб основному производству и для последующего получения и раздела коммерческой прибыли.
Последний путь перевода основных фондов из государственного предприятия в частный сектор становится все более распространенным и выгодным. Формами его реализации становятсясоздаваемыеинвестиционныефонды,занижениестоимости приватизируемых предприятий, проведение аукционов с участием подставных лиц, когда имущество приобретается по стартовой цене, а иногда даже (в нарушение правил) ниже стартовой цены.
Получаемые в результате хищений денежные средства перечисляются на счета создаваемых коммерческих структур якобы за предполагаемые работы или услуги, после чего обналичиваются и присваиваются.
Все изложенные выше манипуляции сопровождаются дачей взяток чиновникам разных уровней, выдающим разрешения на проведение тех или иных операций, либо за неосуществление контроля за такими операциями, которые они по своему статусу были обязаны осуществлять.
Операции, связанные с хищениями, могут осуществляться как внутри легально действующих структур, так и в структурах, специально созданных для целей хищения.
Основныеситуации,возникающиена моментначаларасследования:
первая — наличие негласной (оперативнорозыскной) информации и результатов ее оперативной проверки; вторая — наличие информации государственных контрольных органов (налоговой инспекции, контрольноревизионных управлений Минфина и иных ведомств, аудиторских фирм);
третья — наличие информации в виде сообщений должностных лиц, средств массовой информации и тому подобных официальных источников о возможных преступных действиях с имуществом предприятия.
Любые из приведенных выше видов информации могут отличаться большей или меньшей полнотой; могут быть детализированы с той или иной степенью; могут содержать подробные данные о месте, времени, способах хищения или давать только общее представление о происходящем. В любом случае расследование подобных преступлений встречает значительные трудности, поскольку, как отмечалось ранее, эти преступления совершаются организованными преступными формированиями, тщательно подготавливаются, весьма умело скрываются. Когда не удается скрыть преступную деятельность, в ход идут взятки,подкуп, коррумпированные связи, угрозы и даже физическое уничтожение отдельных лиц.
Алгоритмрасследования:
В первой ситуации:
• использование фактора внезапности, так как известныеследствию данные собирались негласным путем, о чемпреступники не должны были знать;
• организация следственнооперативной комбинации позадержанию преступников с поличным в момент передачи, вывоза или транспортировки похищенного имущества;
• задержание участников преступных акций;
• серия неотложных следственных действий, призванныхпроцессуально закрепить собранные негласным путемданные (осмотр мест происшествий, имущества, документов, выемка документов, обыски, осмотр транспортных средств, производственных и складских помещений);
• назначение ревизии или аудиторской проверки хозяйственнофинансовой деятельности хозяйствующего субъекта;
• при необходимости назначение и проведение судебноэкономических и криминалистических экспертиз, экспертиз технологических и товароведческих.
Во второй ситуации, когда соучастники преступления осведомлены о проведенной проверке (ревизии, проверке налоговых органов) и действия следователя не являются для них не ожиданными:
• проведение доследственной проверки с целью изученияданной хозяйственной структуры, ее связей с другимиорганизациями (в том числе с АО, СП, ТОО), документооборота, личностей подозреваемых и т.п.;
• ознакомление с уставными документами, договорной документацией, документами о размерах уставного капитала и резервного фонда (если проверяется коммерческаяструктура);
• получениенедостающейинформациио финансовохозяйственной деятельности проверяемой структуры изорганов налоговой инспекции и налоговой полиции, таможенной службы, организаций внешнеэкономическогопрофиля и др.
По завершении предварительной проверки, вслучаях возбужденияуголовногоделапроводятс япервоначальныеследственныедействия:
• выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имеющих отношение к выявленным фактам хозяйственнофинансовых нарушений;
• анализ бухгалтерских документов и документов первичной проверки, при необходимости — с помощью специалиста;
• осмотр производственных и складских помещений;
• изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, производственной документации, позволяющих установить факты отступлений от технологии производствас целью экономии сырья и создания неучтенной продукции;
• допрос лиц, производивших проверку;
• допрос подозреваемых;
• обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых с целью обнаружения доказательств преступнойдеятельности;
• назначение экспертиз (криминалистических, финансовоэкономических, технологических, товароведческих).
В третьей ситуации — при наличии сведений от должностных лиц. Если в них содержатся достоверные факты, которые стали им известны в силу их должностного положения, схема действия проходит поалгоритмувторойситуации. Если в сообщении граждан или средств массовой информации содержится непроверенная и, возможно, недостоверная информация, то действия проводятся поалгоритмупервойситуации, начиная с оперативной проверки данных.
После проверок и возбуждения уголовного дела многое зависит от того, насколько имеющаяся информация будет использована для выявления новых источников надежной доказательственной информации.
Отличительной чертой расследования рассматриваемых преступлений является широкое привлечение к расследованию сведущих лиц (специалистов, экспертов, ревизоров, аудиторов).