§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий |
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

В тех случаях, когда поводом для возбуждения уголовного дела послужило заявление лица, располагающего сведениями о взяточничестве (коррупции), прежде всего проводится допрос заявителя. Заявителями могут быть сами взяткодатели или лица, осуществившие подкуп, должностные лица, которым предлагается или у которых вымогается взятка, иные, не причастные к преступлению, граждане, располагающие информацией о взяточничестве или иных проявлениях коррупции.
Придопросезаявителяследуетвыяснитьвсе известные ему относящиеся к делу обстоятельства, в частности:
• кто является участниками преступления, включая и посредников, если таковые имеются;
• что представляют собой предмет и способы взятки (сподробным описанием их признаков); место, время испособ ее совершения;
• за какие действия (бездействие) передавалась взятка;
• кто является свидетелями (очевидцами) преступления;
• какие доказательства, в том числе и документы, могутподтвердить факт дачи—получения ценностей;
• не располагает ли заявитель сведениями о том, что расходы взяткополучателя или коррумпированного лица явно превышают их доходы, в чем это выражается.

Еслизаявителемявляетсявзяткодательили лицо, осуществившее подкуп, то кроме перечисленных вопросов следуетвыяснить:
• где, когда и при каких обстоятельствах взяткодатель познакомился с взяткополучателем или коррумпированнымлицом;
• когда и где происходили их встречи;
• каково содержание их бесед;
• где работает взяткодатель, его должностное положение;
• не имел ли место факт вымогательства взятки;
• не сопряжена ли дача взятки с совершением иного преступления и какого именно;
• каковы источники средств регулярных выплат коррумпированному лицу;
• в чем выражались услуги коррумпированного лица;
• каковы периодичность и суммы единовременных выплат;
• в каких конкретно действиях выражалась постановкадолжностного лица в зависимость и каковы его ответныедействия.
Одним из наиболее важных и сложных первоначальных следственных действий является задержание преступника с поличным в момент передачи взятки или ценностей, получение которых является условием противоправных действий (бездействия) коррумпированного лица. Это следственное действие чаще всего производится по результатам допроса заявителя. Задержанию должна предшествовать серьезная подготовительная работа с составлением детального плана, в котором учитываются особенности самого предмета взятки или подкупа, места и времени их передачи, необходимость использования технических средств фиксации хода и результатов передачи и получения ценностей (фотосъемка, видео или аудиозапись), распределение обязанностей между членами следственнооперативной группы и способы связи между ними, составление плана (схемы) предполагаемого места передачи взятки или осуществления очередной выплаты коррумпированному лицу. Кроме того, на подготовительном этапе устанавливается оперативное наблюдение за преступниками, осуществляется ознакомление с местом проведения задержания, обработка предмета взятки специальным химическим веществом. В целях подготовки к задержанию организуется прослушивание телефонных разговоров (при наличии соответствующей санкции) субъектов преступной деятельности по месту их жительства и работы. Возможна передача микрофона или магнитофона одному из соучастников преступления, давшему согласие на оказание содействия органам дознания и следствия, с целью записи и прослушивания разговоров во время его встречи с соучастниками.

Наиболее целесообразно эти мероприятия включать в качестве составного элемента тактической операции по задержанию взяточников с поличным.
При задержании необходимо принять меры к тому, чтобы взяткополучатель не выбросил или не уничтожил предмет взятки, не успел договориться с взяткодателем о линии поведения в дальнейшем при проведении предварительного расследования, склонить последнего к даче ложных показаний о наличии законных оснований для получения денег или иных ценностей (например, возврат долга).

При задержании взяткополучателя или сразу же после него проводят личный обыск и обыски по месту жительства (работы) задержанных. Цель личного обыска — обнаружение в одежде, личных вещах, на теле обыскиваемого предмета взятки или подкупа, документов, вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении преступления, различного оружия, специальных веществ, которыми были помечены ценности, подлежащие передаче взяткополучателю или коррумпированному лицу. При этом принимают меры, препятствующие тому, чтобы преступники смогли выбросить эти предметы или использовать огнестрельное, холодное или газовое оружие против членов следственнооперативной группы.
Обыски проводят также по месту жительства и работы иных соучастников преступления, а иногда и по месту жительства их родных и близких. Цель таких обысков — отыскание предмета взятки или подкупа, документов и других доказательств, указывающих на размер взятки или отдельных выплат коррумпированному лицу, обнаружение источников информации о других участниках преступной деятельности, характере их взаимоотношений, источниках получения средств для подкупа или дачи взятки, а также следов подготовки, совершения и сокрытия преступления, опись имущества, подлежащего конфискации. В частности, в ходе обыска по месту работы могут быть обнаружены документы, являющиеся источниками сведений о злоупотреблении должностным лицом своими полномочиями, их превышении, должностном подлоге, а также о других противоправных действиях (бездействии) коррумпированного лица. При этом не должны оставаться без внимания рабочие записи, записные книжки и т.п.

При обыске по месту жительства взяткополучателя или коррумпированного лица следует также обращать внимание на возможное несоответствие стоимости предметов обстановки и официальных доходов этих лиц.
Результативность обыска во многом предопределяется тщательностью его подготовки,которая предполагает:
• сбор сведений о месте производства обыска и лицах, укоторых будет произведен обыск, о разыскиваемых объектах;
• формирование состава следственнооперативной группыи ее оснащение поисковой и иной криминалистическойтехникой;
• согласование действий, приемов и средств связи, еслипроводится групповой обыск (одновременно в нескольких местах).
В отдельных случаях может возникнуть необходимость в производстве обыска на местности, например, для обнаружения предметов и ценностей, выброшенных участником коррумпированной группы (взяткодателем, взяткополучателем) перед задержанием или в момент задержания, для отыскания тайников и других мест хранения предмета взятки.
Осмотр места происшествия по делам о взяточничестве и других проявлениях коррупции заключается в исследовании элементов обстановки совершения преступных действий, либо мест, содержащих признаки (следы) преступления. Таковыми являются не только места передачи материальных ценностей, о которых говорилось ранее, но и служебные помещения (кабинеты), связанные с деятельностью коррумпированного или должностного лица, которому передается взятка, а также иные места, где возможно нахождение следов преступной деятельности, например, квартира лица, осуществившего подкуп, которую посещало с целью ведения переговоров коррумпированное лицо.
При проведении этого следственного действия могут быть выявлены, зафиксированы, изъяты и подвергнуты предварительному исследованию важные доказательства, подтверждающие факт передачи ценностей, свидетельствующие о характере действий соучастников,количестве соучастников,предметеподкупа или взятки, времени и способе передачи ценностей. Это, прежде всего, такие материальные следы, как следы рук, обуви; части упаковки предмета взятки или подкупа; волокна одежды; микрообъекты (волосы, волокна и т.п.); предметы, утерянные или оставленные преступниками (окурки, авторучки, расчески, очки, пуговицы и др.). В дальнейшем эти следы могут направляться на судебную экспертизу для решения диагностических и идентификационных задач расследования, использоваться при допросах и очных ставках коррумпированного и подкупившего лиц, взяткополучателей, взяткодателей и посредников для проверки их показаний и изобличения во лжи, с целью выдвижения и проверки следственных версий, определения направлений дальнейшего расследования и круга необходимых следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий.
При расследовании различных проявлений коррупции необходимо проводить осмотры служебных помещений должностных лиц и квартир всех участников преступной деятельности. В ходе таких осмотров мест происшествий могут быть обнаружены следы рук, обуви, слюны (например, на посуде, окурках), волосы, волокна одежды и другие следы, свидетельствующие о факте и времени пребывания участников коррупции в том или ином месте, количестве участников встреч, характере их действий. Такие следы используют в дальнейшем расследовании для доказывания факта знакомства отдельных участников коррупции (если они это отрицают), встреч в определенное время в конкретных местах, для установления всех соучастников и т.п.
На первоначальном этапе расследования различных проявлений коррупции производится также выемка и осмотр документов, которые свидетельствуют о выполнении должностным лицом какихлибо действий (бездействия) в интересах подкупившего его лица либо взяткодателя и о характере этих действий. Учитывая, что преступники, узнав о возбуждении уголовного дела, могут уничтожить или фальсифицировать компрометирующие их документы, следователь должен проводить указанные следственные действия без промедления. При этом важно учитывать необходимость производства выемки как по месту работы, так по месту жительства участников преступной деятельности, связанной с взяточничеством или коррупцией.
Осмотру подлежат правовые документы (например, уставы, инструкции, приказы, положения), регламентирующие полномочия и порядок деятельности должностных лиц, служебные — отражающие выполненные должностным лицом действий в интересах взяткодателя, а также записные книжки с адресами, номерами телефонов, датами встреч взяточников, рабочие тетради, где могут быть данные о произведенных выплатах коррумпированному лицу, календари с пометками и т.п.
Осмотрдокументовпозволяетвыяснитьширокий круг фактических данных, касающихся предмета доказывания при расследовании по делам о квалифицированном взяточничестве и других проявлениях коррупции:
• круг причастных к преступлению лиц;
• наличие подлога документов;
• размер предмета взятки или выплат коррумпированномулицу;
• порядок оформления тех или иных операций;
• характер выполненных должностным лицом действий (бездействия) и незаконность таких служебных действий;
• нарушение порядка прохождения документов по инстанциям (через канцелярию, отделы);
• обстоятельства, способствовавшие взяточничеству и другим проявлениям коррупции (нарушения при приеме наработу и назначении на должности, запущенный учет,несвоевременный контроль за деятельностью должностных лиц или его отсутствие и др.);
• иные преступления, например, хищения государственного или общественного имущества.
При осмотре документов особое внимание надо уделять изучению их содержания, соблюдению установленной формы и наличию всех реквизитов. Важное значение при этом имеет установление времени, прошедшего с момента поступления документа до принятия и реализации соответствующего решения, что позволит обнаружить отступления от правил, регламентирующих подобную деятельность организации, предприятия, учреждения. Для решения этих вопросов следователю целесообразно привлечь для участия в осмотре специалистов, в частности, в области бухгалтерского учета, специалистовкриминалистов и др.
Следует отметить, что в результате выемки и осмотра документов могут быть получены одни из самых существенных доказательств при расследовании ряда преступлений, связанных скоррупцией, например, регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ), незаконного получения кредита (ст. 176 УК РФ). Это объясняется высокой степенью информативности документов как источников доказательств по таким категориям уголовных дел.
Допрос подозреваемых и обвиняемых направлен на установление всех обстоятельств подготовки, совершения и сокрытия взяточничества и других проявлений коррупции. Как правило, подозреваемые заранее определяют линию своего поведения и на первоначальном этапе расследования отрицают свою причастность к преступлению. Поэтому первичный допрос следует проводить в форме свободного рассказа с уточняющими вопросами по поводу фактов, уже известных следователю, но без предъявления доказательств, и лишь тогда, когда официально будут зафиксированы ложные показания, следует провести дополнительный или повторный допрос с предъявлением доказательств. Для изобличения допрашиваемого во лжи в ходе допросов следует использовать весь арсенал тактических приемов, направленных на изобличение во лжи и получение правдивых показаний:
• «лобовой» допрос;
• допрос на месте задержания, в частности, на местевстречи коррумпированного лица и лица, его подкупившего;
• предъявление вещественных и иных доказательств — предмета взятки, товарных ярлыков, чеков или этикетокот переданных должностному лицу предметов и т.п.;
• ознакомление с показаниями соучастников, заключениями экспертов и т.д.
Последовательность предъявления доказательств определяется с учетом особенностей поведения допрашиваемого и сложившейся в ходе допроса ситуации.
При наличии нескольких подозреваемых следователь должен принять меры к тому, чтобы соучастники не смогли согласовать свои показания, предупредить друг друга о предстоящем допросе. В таких случаях проводится тактическая комбинация, включающая совокупность параллельных допросов, осуществляемых одновременно несколькими следователями по заранее разработанному плану. При этом необходимо обеспечить oпeративную связь следователей, чтобы информация, полученная при допросе одного подозреваемого, могла сразу же использоваться при допросе его соучастников.
Допрос подозреваемых и обвиняемых направлен на получениесведений:
• о предмете взятки или подкупа: что он собой представляет, его индивидуальные особенности; денежный эквивалент оказанной услуги или переданных ценностей; источники средств для дачи взятки или подкупа должностного лица;
• о личности взяткополучателя или коррумпированного лица:
должностное положение, круг служебных полномочий,порядок и режим работы должностного лица;
• об обстоятельствах знакомства соучастников и характереих связей: каким образом и когда взяткодатель или подкупившее лицо познакомились с взяткополучателем иликоррумпированным должностным лицом; где, когда происходили их встречи; каковы содержание их бесед и характер взаимоотношений;
• о действиях соучастников: время, место, способ передачивзятки или регулярных денежных вознаграждений коррумпированному лицу; кому передавалась взятка или денежноматериальные ценности; цель и мотивы преступного деяния, связанного с коррупцией; наличие или отсутствие факта вымогательства взятки должностным лицом; выполнено ли обещание, обусловленное взяткойили подкупом; время приобретения обвиняемым дорогостоящих предметов и источники средств для этого; времяи место выполнения взяткополучателем или коррумпированным лицом противоправного действия (бездействия),характер такого служебного действия; не сопряжены лидача взятки или подкуп должностного лица с совершением иных преступлений и каких именно и др.
Все сведения, полученные при допросе подозреваемых и обвиняемых, детально фиксируются в протоколе допроса. При допросе недобросовестных подозреваемых и обвиняемых целесообразно применять видео и аудиозапись, а в ряде случаев и фотосъемку (например, в случае предъявления в ходе допроса вещественных доказательств). В ходе допроса лиц, дающихложные показания, можно также использовать результаты прослушивания телефонных разговоров взяточников и участников других проявлений коррупции, не раскрывая источников получения информации.
Не менее важную информацию о событии преступления в целом или отдельных его эпизодах можно получить путем проведения допроса свидетелей. В качестве свидетелей в зависимости от конкретных обстоятельств события преступления могут быть допрошены родственники, знакомые и сослуживцы взяткополучателя или коррумпированного лица, очевидцы преступления, лица, у которых вымогали взятку, граждане, обращавшиеся в данное учреждение по тем или иным вопросам, и любые другие лица, которые располагают сведениями, интересующими следствие (например, работники ресторанов, баров, магазинов, которые посещали взяточники).
При допросе свидетелей следует учитывать то, что под воздействием преступников или их связей (угрозы, подкуп и т.п.) они могут давать ложные показания. В таком случае следователь разъясняет свидетелю важность изобличения взяточников или других участников противоправной деятельности, связанной с коррупцией, и установления истины по делу, применяет в ходе допроса тактические приемы изобличения во лжи, используя вещественные доказательства и показания других свидетелей.
Одно из условий получения от свидетелей правдивых показаний — правильный выбор времени проведения допроса. Допросы сослуживцев взяточника или коррумпированного лица, находящихся в служебном подчинении подозреваемого, проводятся после ареста или задержания последнего. Если подозреваемый или обвиняемый находятся на свободе, то время, обстановка и результаты допроса его сослуживцев должны оставаться для него до определенного времени неизвестными. При этом желательно вызывать свидетеля на допрос не через учреждение, а повесткой по месту жительства. Все это позволит избежать психологического или иного воздействия со стороны взяточника на свидетеля.
При допросе свидетелей по делам о взяточничестве или других проявлениях коррупции устанавливаютследующиеобстоятельства:

• источник извлечения взяткодателем или лицом, осуществившим подкуп, материальных средств для дачи взяткиили подкупа;
• что явилось предметом взятки или подкупа;
• круг участников дачи—получения взятки или других проявлений коррупции, каковы их взаимоотношения;
• за какие действия (бездействие) предоставлены имущественные и неимущественные блага взяткодателю или лицу, осуществившему подкуп;
• не имело ли место вымогательство должностным лицомвзятки;
• местонахождение участников преступления в момент передачи взятки (при допросе очевидца дачи—получениявзятки);
• образ жизни преступников, как они характеризуются,круг их знакомых, время и место их встреч;
• о каких нарушениях в служебной деятельности взяткодателя или коррумпированного лица известно свидетелю.
При допросе свидетелей следователь может выяснить, что взяткополучатель или коррумпированное лицо живут «не по средствам», периодически приобретая ценные вещи, количество и стоимость которых явно превышают их доходы, а также установить время их приобретения. Установление совпадения времени приобретений, сделанных подозреваемым или обвиняемым, и получения взятки или очередной выплаты коррумпированному лицу в значительной мере способствует доказыванию вины участников преступной деятельности.
При наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции лиц проводится очная ставка. Целью этого следственного действия является преодоление установки ранее допрошенного на ложь и получение правдивых показаний относительно участников отдельных эпизодов, времени и месте встреч взяточников или других участников различных проявлений коррупции, в частности, передачи предмета взятки или подкупа.
В ряде случаев целесообразно проведение очной ставки без непосредственного контакта ее участников с использованием видеотехники. Такая очная ставка предполагает наличие «зрительного» контакта лишь со стороны соучастника, дающегоправдивые показания, т.е. восприятие им другого участника очной ставки с помощью экрана телевизора, в то время когда другой допрашиваемый лишен такой возможности. Этот тактический прием исключает оказание психологического давления со стороны участника очной ставки, дающего ложные показания, и, как правило, способствует получению правдивых показаний другого допрашиваемого, особенно при наличии в его адрес угроз соучастника.
При расследовании по делам, связанным с коррупцией, в частности, о взяточничестве проводятся различные виды судебных экспертиз — криминалистические, товароведческие, судебнобухгалтерские, технологические, веществ и материалов и другие.
Объектами криминалистических экспертиз наиболее часто бывают документы и предмет взятки или подкупа. Так, техникокриминалистическое исследование документов позволяет установить наличие подлога, частичной подделки документов (исправлений, подчистки, травлений и др.), подлинность реквизитов документа (оттисков печатей, штампов, подписей).
Экспертное исследование следов рук, которые могут быть обнаружены на документах, предмете взятки и подкупа или на месте дачи—получения ценностей, встреч взяточников и других соучастников, проводится с целью установления, кем из подозреваемых оставлены эти следы.
При проведении трасологической экспертизы следов обуви, изъятых с места происшествия, решаются идентификационные задачи, направленные на установление причастности лиц, оставивших следы, к событию преступления.
Почерковедческая экспертиза, на которую направляются как официальные документы из учреждения, где работает взяткополучатель или коррумпированное лицо, так и всевозможные записки, блокноты, письма, дневники, записные книжки т. п., назначается, чтобы определить кто является исполнителем рукописных записей.
Если в процессе расследования преступления обнаруживаются и изымаются части какоголибо объекта, которые ранее могли составлять единое целое (обрывки записок, квитанций, упаковки предмета взятки и др.), то проводится трасологическая экспертиза, на разрешение которой ставятся вопросы о принадлежности этих частей единому целому, о механизме разделения целого на части.

В тех случаях, когда предметом взятки или подкупа является государственное или общественное имущество, проводятся судебнобухгалтерские и технологические экспертизы для решения вопросов о размере причиненного действиями взяткополучателя или коррумпированного лица ущерба, о нарушении порядка оформления и прохождения финансовых документов, о соблюдении технологии производства той или иной продукции и т.д.
При проведении экспертиз веществ и материалов может быть установлено сходство объектов (например, частей ткани, кожи, бумаги) по их химическому составу, а также решен вопрос об аналогичности вещества, которым помечен предмет взятки или подкупа, по своему составу веществу, приложенному к протоколу осмотра данного предмета, проведенного перед получением какоголибо вознаграждения взяткополучателем или коррумпированным лицом.
В процессе расследования квалифицированного взяточничества и иных проявлений коррупции проводятся также следственный эксперимент, проверка показаний на месте, предъявление для опознания людей и предметов с соблюдением соответствующих процессуальных требований и использованием выработанных теорией и практикой тактических приемов.
Таким образом, методика расследования квалифицированного взяточничества и других проявлений коррупции имеет специфику, определяемую как криминалистической характеристикой преступлений, объединяемых вышеуказанным родовым понятием (коррупция), так и особенностями проведения первоначальных и последующих следственных действий.
Латентность взяточничества, возникновение организованных преступных формирований, их тесные контакты и срастание с коррумпированными структурами, включающими представителей «высших эшелонов» власти свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования средств и методов предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с коррупцией на самых различных уровнях: от должностных лиц низовых организаций и предприятий до лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.