§ 1. Криминалистическая характеристикаквалифицированного взяточничества и другихпроявлений коррупции

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Криминалистическая характеристикаквалифицированного взяточничества и другихпроявлений коррупции |
§ 1. Криминалистическая характеристикаквалифицированного взяточничества и другихпроявлений коррупции

Коррупция (от латинского cor — корпус, тело; в точном переводе означает «разложение тела, процесс загнивания и гниения»), как самостоятельный вид преступления в уголовном законодательстве России пока отсутствует. Этим понятием охватываются, кроме взяточничества (дача взятки — ст.291, получение взятки — ст.290 УК РФ), иные корыстные должностные преступления, например, злоупотребление служебным положением (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ) и другие, а также некоторые преступления в сфере экономической деятельности (гл.22 УК РФ).
Понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано 34й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.: выполнение должностным лицом какихлибо действий или бездействие в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. Таким образом, все проявления коррупции направлены против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они подрывают авторитетгосударства в целом, дезорганизуя деятельность государственного аппарата.

В проекте Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (ст.2) под этим явлением понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.
Подкуп лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, путем предоставления им физическими или юридическими лицами имущественных или неимущественных благ и преимуществ отличается от традиционных составов взяточничества, прежде всего, необусловленностью получения незаконного вознаграждения совершением какоголибо определенного действия (бездействия) в интересах подкупившего. При этом предмет взятки может передаваться коррумпированному субъекту за покровительство взяткодателя и общее благоприятное расположение как в настоящем, так и в будущем. Это предусматривает также получение должностным лицом регулярных выплат, своего рода «дани», в том числе от подчиненных.
Таким образом, коррумпировать государственного служащего означает взятие его на постоянное содержание с тем, чтобы заставить действовать в интересах преступника (или преступной организации).
Большинство проявлений коррупции связано с дачей—получением взяток. При этом взяточничество, как правило, характеризуется наличием квалифицирующих признаков, в том числе получением взятки:
• лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или ее субъекта, а также главой органаместного самоуправления;
• группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
• неоднократно;
• с вымогательством взятки;
• в крупном размере.

К квалифицирующим признакам закон также относит неоднократную дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Взяточничество и иные проявления коррупции обладают многими общими чертами, обусловленными единством объекта преступного посягательства, субъектов преступления, способов его совершения, что является основанием для разработки единой для них частной криминалистической методики.
Изменения социальноэкономических условий жизни нашего общества в последние годы предопределили и рост преступных проявлений коррупции. Одна из причин этого — незрелость российской деловой среды, где общепринятые в мировой практике моральноэтические принципы бизнеса пока не стали императивом для самих бизнесменов. По данным социологических опросов, проведенных французской газетой «Фигаро», которая обследовала 48 государств, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (наряду с Венесуэлой и Индией).

Тем не менее, в настоящее время большинство подобных преступлений остаются латентными, что объясняется ростом «профессионализма» преступных организаций, несовершенством нашего законодательства, терпимостью населения к взяточничеству, тесными деловыми контактами лиц, владеющих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и государственных служащих, занимающих руководящие посты с властными полномочиями, что приводит к возникновению множества коррумпированных структур в нашей стране. Коррумпированные лица обладают при этом не только организаторскими способностями и профессиональными знаниями, но, зачастую, и криминальным опытом, сами проявляют инициативу, выполняя те или иные действия (бездействие) в интересах коррумпировавшей их организации.
Взяточничество и другие проявления коррупции имеют организованный характер, исключающий в большинстве случаев открытые конфликты между их участниками, что способствует сокрытию их преступной деятельности. Более того, такие преступления трудно выявить в связи с тем, что, как правило, уголовной ответственности подлежат как коррумпированные лица, так и те, кто берет последних на содержание и ставит в зависимость. Все они заинтересованы в том, чтобы сохранять свою преступную деятельность в тайне, поэтому оказывают противодействие расследованию в самых различных формах: действуют без очевидцев; принимают меры к сокрытию и уничтожению следов преступления, а в случае выявления признаков их противоправной деятельности и возбуждения уголовного дела дают ложные показания, не выдают своих соучастников; пытаясь направить расследование в ложном направлении, прибегают к фальсификации доказательств, подкупу и запугиванию соучастников и свидетелей и т.п. Все перечисленные факторы крайне осложняют выявление, раскрытие и расследование преступной деятельности, связанной с коррупцией.
Исходя из особенностей частной криминалистической методики рассматриваемых видов преступлений, следует остановиться на основныхэлементахкриминалистическойхарактеристики:
• предмет преступного посягательства;
• сведения о личности субъектов взяточничества и другихпроявлений коррупции;
• особенности места, условий и обстановки совершенияпреступления;
• способ преступления и типичные последствия (следы) его реализации.
Предмет преступного посягательства. Уголовный закон предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Таким образом, в качестве взятки или подкупа могут передаваться какиелибо ценности (деньги, ценные бумаги, имущество).
Следует отметить, что в последние годы денежный эквивалент взятки значительно возрос. Так, в марте 1994 г. сотрудники правоохранительных органов задержали троих руководителей Внешнеторгового объединения «Книгоэкспорт» с поличным при получении взятки в размере 7 тысяч долларов США и за вымогательство еще 5 тысяч долларов. В процессе расследования было установлено, что руководители крупнейшей книготорговой организации страны менее чем за год получили от представителей различных коммерческих структур около 500 миллионов рублей наличными.

Предметом взятки или подкупа может быть оказание различных услуг, таких, как открытие счетов и получение кредитов в банках; приобретение недвижимости в России и за рубежом; предоставление различных льгот и привилегий коммерческим организациям; содействие в создании лжепредприятий и укрывании прибыли; незаконное освобождение от административной, уголовной и иной ответственности; организация зарубежных туристических и лечебнооздоровительных поездок за счет российских и иностранных юридических и физических лиц; назначение на должность; повышение по службе; разработка и внедрение законопроектов, выгодных криминальным структурам; фальсификация материалов аудиторской проверки или документальной ревизии и др.
Сведения о личности субъектов взяточничества. Взяткополучатель, взяткодатель и, в ряде случаев, посредник в даче— получении взятки являются субъектами взяточничества.
Взяткополучателями чаще всего оказываются должностные лица, занимающие ответственное служебное положение с большими властными полномочиями. Зачастую они бывают связаны по роду своей деятельности с представителями коммерческих структур. Как правило, это люди с высшим образованием и высоким уровнем профессионального опыта и знаний, нередко пользующиеся уважением и авторитетом: государственные служащие; должностные лица государственных, а также коммерческих и некоммерческих общественных организаций, учреждений и предприятий, например, президенты фондов, генеральные директора товариществ и др. Довольно часто в настоящее время взяткополучателями становятся должностные лица организации—потенциального заказчика. Подобного рода взятка (бизнесвзятка) распространена в основном в сферах с высокой конкуренцией: компьютерный и рекламный бизнес; торговля оргтехникой, мебелью, канцелярскими товарами; ремонт помещений и др. Становясь взяткополучателями, перечисленные категории служащих используют свое должностное положение, знания психологии общения, умение наладить психологический контакт с взяткодателем или иными лицами в его интересах.
Взяткодателями могут выступать различные лица, обладающие средствами для подкупа должностных лиц и использующие их в этих целях. Наиболее распространенные способыподкупа: покупка товаров по заведомо низким ценам; содействие устройству родственников на престижные и высокооплачиваемые должности; организация рекламной кампании должностного лица через средства массовой информации и т.п. Зачастую взяткодатели занимают высокие должности и общественное положение. Многие из них — тонкие психологи, умеющие распознать мотивацию действий должностного лица (например, отказа в заключении договора аренды помещения) и придать взятке внешне законную форму (например, предложить «комиссионные» или «специальную скидку»).
Субъектами взяточничества законодатель также рассматривает и посредников, то есть лиц, которые способствуют преступному сговору, непосредственно передают деньги или имущественные ценности должностным лицам, оказывают им услуги или принимают от взяткополучателя и передают взяткодателю соответствующие документы, информацию и т.п.
Посредничество в приеме—передаче взятки можно условно подразделить на д в авида:
• простое, предполагающее передачу взятки и предоставление требуемых взяткодателем услуг одним и тем же посредником;
• сложное, выражающееся в разделении функций междудвумя или более посредниками.
Субъекты преступлений, объединяемые понятием «коррупция»:
1. Лица,уполномоченныенавыполнениегосударственных функций:
• государственные служащие и должностные лица, атакже их помощники, получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы РФ, целевых внебюджетных или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;
• лица,занимающие соответствующие должности в
Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, создаваемых в предусмотренном законом порядке;
• должностные лица государственных хозяйствующихсубъектов или хозяйствующих субъектов, в имуществекоторых суммарная доля участия РФ или ее субъектови муниципальных образований составляет не менее половины;
• народные и присяжные заседатели в судах, а такжеиные граждане, участвующие в отправлении правосудия;
• лица, в установленном законом порядке постоянноили временно участвующие в выполнении государственных функций на общественных началах, либо впорядке частной деятельности.
2. Лица, приравненные к должностным, уполномоченным навыполнение государственных функций:
• лица, избранные в состав органов местного самоуправления;
• служащие,постоянноиливременноработающие (проходящие службу) в органах местного самоуправления и получающие денежное вознаграждение избюджетной системы Российской Федерации, целевыхвнебюджетных или валютных фондов, создаваемыхорганами государственной власти или местного самоуправления;
• должностные лица муниципальных хозяйствующихсубъектов;
• руководящий, преподавательский и командноначальствующий состав учебных заведений;
• лица, в установленном законом порядке постоянноили временно участвующие в выполнении функцийместного самоуправления на общественных началах,либо в порядке частной деятельности;
• граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей и в члены выборных органов государственной власти, а также выборных органов местного самоуправления.
3. Лица, противоправно предоставляющие имущественные инеимущественные блага и преимущества вышеперечисленным субъектам.
Особенности места, условий и обстановки совершения преступления. Выбор места передачи материальных ценностей зависит, прежде всего, от их характера. Если предметом взяткислужат деньги, иные ценности или имущество, то местом их передачи могут быть служебный кабинет, квартира, автомобиль, подъезд дома, номер гостиницы, условленное место на улице или в парке, тайник, общественный транспорт, ресторан, кафе, бар, клуб, казино, дача, баня и др.
Так, инспектор Государственной налоговой инспекции по Чкаловскому району Екатеринбурга Б. местом получения взятки избрал баню, что обеспечивало ему конфиденциальность общения с взяткодателями.
Иногда преступники прибегают к передаче ценностей путем оформления премиальных, выплаты «зарплаты», погашения «долга», зачисления в штат предприятия родственников взяткополучателя, открытия счета или предоставления кредита в банке и т.п.
Как правило, преступники стараются создать видимость осуществления законной деятельности, заранее продумывают место и способ передачи взятки, систему защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов с тем, чтобы обеспечить конфиденциальность, отсутствие свидетелейочевидцев. Кроме того, они принимают всевозможные меры по сокрытию следов преступления — стремятся как можно быстрее разменять полученные в качестве взятки деньги, приобрести на них какоелибо имущество, уничтожают управленческую документацию, материалы бухгалтерского учета, командировочные удостоверения, счета гостиниц, личные записи, ярлыки, фотографии, следы рук на вещественных доказательствах и др.
Способ преступления и типичные последствия (следы) его реализации. По способу преступления квалифицированное взяточничество может быть подразделено на несколько видов. Так, в зависимости от особенностей передачи взятки выделяют способ взяточничества без посредников и с посредниками; по наличию или отсутствию давления со стороны взяткополучателя на взяткодателя — с вымогательством и без такового; по характеру служебных действий (бездействия) взяткополучателя — совершение законных либо незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

Несмотря на применение преступниками различных способов сокрытия преступления, всегда остаются следы совершенных ими противоправных действий (бездействия). Типичнымиследамипри этом являются:
• материальнофиксированные следы: деньги, ценные предметы, сберегательные книжки, квитанции, управленческие, бухгалтерские и регистрационные документы, лицевые счета вкладчика, командировочные удостоверения,счета ресторанов, квитанции, протоколы заседаний, товарные ярлыки, фотографии, а также следы рук, ног, автомобиля, веществ на теле и одежде взяткополучателя,образованные в результате контактного взаимодействия спредметом взятки, следы биологического происхождения (например, слюны и губной помады на окурках) и др.;
• идеальные следы преступления — сведения, полученные отсослуживцев взяткодателя, взяткополучателя, посредников и других участников коррупции, членов их семей,случайных свидетелей.
В процессерасследованияквалифицированного взяточничества и других проявлений коррупции устанавливаютсяследующиеобстоятельства:
• имел ли место факт дачи—получения взятки, подкупадолжностного лица;
• что явилось предметом взятки, подкупа, каков денежныйэквивалент оказанной услуги или переданных ценностей,вещей;
• сведения о взяткодателе, взяткополучателе, посредниках,в том числе, является ли взяткополучатель должностнымлицом, каков круг его служебных полномочий, каков характер взаимоотношений между участниками преступления;
• сведения об иных коррумпированных лицах, а также отех, кто осуществлял подкуп; является ли коррумпированное лицо должностным;
• наличие или отсутствие факта вымогательства взятки;
• цель и мотивы дачи взятки, подкупа;
• обстоятельства преступления: время, место, способ передачи взятки;
• источники средств для взятки, подкупа;
• характер служебного действия, выполненного взяткополучателем (коррумпированным лицом);
• наличие в действиях участников преступной деятельности признаков состава других преступлений, а также обстоятельств, отягчающих и смягчающих их ответственность, либо освобождающих от уголовной ответственности (например, если имело место вымогательство взяткиили взяткодатель добровольно сообщил о даче взяткиправоохранительным органам);
• причины и условия, способствовавшие совершению преступления.