§ 1. Организационное и криминалистическоеобеспечение расследования преступленийпо горячим следам

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Организационное и криминалистическоеобеспечение расследования преступленийпо горячим следам |
§ 1. Организационное и криминалистическоеобеспечение расследования преступленийпо горячим следам

Расследование преступления по горячим следам, предполагающее установление в кратчайшие сроки лица, его совершившего, соответствует основным задачам российского уголовного судопроизводства, и прежде всего — обеспечению быстрого и полного раскрытия преступления (см. ст.2 УПК РСФСР). Преступление может быть учтено как раскрытое в случаях окончания дела производством с утверждением прокурором обвинительного заключения и направлением дела в суд. Раскрытыми считаются также преступления, когда совершившие их лица установлены, но дела прекращены по ст.6, б1, б2, 7, 8, 9, ст.5 (п.п.З, 4, 8) УПК РСФСР, либо материалы протокольной формы направлены в суд в порядке ст.415 УПК. Преступление может считаться раскрытым также в случае, если совершившее преступление лицо с согласия прокурора без возбуждения уголовного дела освобождено от уголовной ответственности в соответствии со ст. 10 УПК РСФСР.
Задержание или арест подозреваемого, а также предъявление лицу обвинения еще не дают оснований для учета преступления как раскрытого. И тем не менее в практике органов внутренних дел в оперативноуправленческих целях широко применяется термин «раскрытие по горячим следам», под которым понимается система следственных действий, оперативнорозыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления в целяхустановления в предусмотренном законом и подзаконными актами порядке максимальной доказательственной и ориентирующей информации о событии преступления, лице, совершившем это деяние, и других обстоятельствах, имевших значение по делу. Практика внесла в это понятие конкретное временное ограничение: преступление считается раскрытым по горячим следам, если лицо, его совершившее, установлено в пределах трех суток с момента обнаружения преступления. Этот срок считается возможным увеличить до десяти суток при условии непрерывности работы по раскрытию преступления в течение указанного времени.

Раскрытие преступления по горячим следам должно рассматриваться не как окончательный, а лишь как предварительный результат деятельности органов внутренних дел и прокуратуры относительно конкретного деяния.
Расследование преступлений по горячим следам составляет обычно содержание первоначального этапа расследования, проводится сразу после совершения преступления или спустя короткое время после него. По горячим следам расследуются чаще всего кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательство, мошенничество, хулиганство, убийства, изнасилования, террористические акты, похищения людей, захват заложников, причинение вреда здоровью, поджоги, дорожнотранспортные преступления. Из числа экономических преступлений — это фальшивомонетничество, взяточничество, хищения (обычно при задержаниях преступников с поличным).
Для расследования преступлений по горячим следам характерны:
• внезапность возникновения ситуации, требующей вмешательства правоохранительных органов;
• дефицит времени для принятия процессуальных и тактических решений, а также для их осуществления;
• большая динамичность процесса расследования, повышенная изменчивость следственной ситуации;
• недостаток информации (о характере события, лице, совершившем преступление, его мотивах и т.д.) при принятии решений;
• необходимость безотлагательного использования в расследовании вновь поступающей информации — как доказательственной, так и ориентирующей.

Успешное расследование по горячим следам обеспечивается сокращением времени прибытия следственнооперативной группы на место происшествия, сочетанием типового программирования действий с индивидуальностью расследования, безотлагательным включением всех необходимых сил и средств в работу по раскрытию преступления, временным ограничением круга выясняемых вопросов, высокой интенсивностью и оперативностью следственных действий, широким использованием технических средств для достижения максимальной полноты фиксации информации при минимальной затрате времени. Особенно большое значение в реализации указанных требований имеют централизованное управление силами и средствами органа внутренних дел и непрерывность взаимодействия при расследовании по горячим следам.
Раскрытие и расследование преступлений по горячим следам обычно начинается с момента прибытия на место происшествия следственнооперативной группы.
Можно выделить триосновныхаспектаобеспечениявысокихрезультатовдеятельности следственнооперативной группы:
а) быстрота прибытия на место происшествия;
б) надлежащий состав группы;
в) обеспеченность техникокриминалистическими средствами, оружием, средствами индивидуальной защиты, транспортаи связи.

В состав следственнооперативной группы, выезжающей на место происшествия, в принципе должны входить следователь, оперативный работник, специалисткриминалист и инспекторкинолог со служебнорозыскной собакой. Специфика происшествий определенного вида вызывает необходимость дополнения состава группы. Члены группы, выезжающей на место происшествия, должны не только обладать высокой профессиональной подготовкой, но и иметь крепкое здоровье, хорошую физическую выносливость, уметь обращаться с оружием, чтобы суметь задержать преступника, преодолеть возможное вооруженное противодействие.
С учетом подследственности большое значение в обеспечении эффективности расследования по горячим следам убийств и изнасилований имеет создание в крупных городах дежурных, а также постоянно действующих групп, состоящих из работников прокуратуры и уголовного розыска. В состав таких группвключаются также специалисты — сотрудники экспертнокриминалистической службы МВД—УВД и судебные медики.
В расследовании по горячим следам с успехом используются передвижные криминалистические лаборатории (ПКЛ), оборудованные необходимой техникой, специализированные следственные и экспертные чемоданы, разработанные применительно к определенным видам следов, типичных для преступлений, чаще всего расследуемых именно по горячим следам (убийства, разбои, поджоги, похищения людей, дорожнотранспортные преступления и т.п.). Такая техника позволяет уже на месте происшествия провести не только обнаружение и изъятие следов, но и их предварительное — в пределах возможного (без риска уничтожить вещественное доказательство) — экспрессисследование. Результаты таких исследований немедленно проверяются по криминалистическому учету, используются в разработке оперативнорозыскных версий и их проверке.
Экспрессметоды позволяют наиболее оперативно обнаружить важные для дела объекты, быстро исследовать и зафиксировать их свойства и признаки, предотвратить возможную утрату информации и немедленно использовать результаты исследования для безотлагательного поиска и изобличения преступников.
Важным элементом криминалистического (и одновременно управленческого) обеспечения расследования по горячим следам является информационное обеспечение следственнооперативной группы в полевых условиях. Группа должна иметь необходимые технические средства приема и передачи информации для связи с дежурной частью и информационными центрами УВД—МВД (телефон, радио, а в определенных случаях — и телетайп, факс), а также «носимые» хранилища информации: криминалистические справочники, альбомы, атласы и т.п.).
Следующим элементом обеспечения расследования по горячим следам является использование типового программирования неотложных следственных действий, организационных и оперативнорозыскных мероприятий как одной из форм планирования расследования.
Как указывалось в предыдущей главе, в большинстве МВД, УВД, УВДТ созданы картотеки неотложных действий оперативного дежурного по органу внутренних дел, членов следственнооперативной группы по горячим следам. Картотеки находятся в дежурных частях управлений и горрайорганов внутренних дел. Подобные алгоритмы первоначального этапа раскрытия и расследования преступлений по горячим следам создаются и в других службах, причем в иных формах (например, памятки следователю).
Указанные типовые программы действий не должны рассматриваться как готовые рецепты. Применяя их, необходимо учитывать и индивидуальные, ситуационные особенности конкретного происшествия.
Максимальная интеграция возможностей каждой из служб органа внутренних дел, их наиболее рациональное использование в интересах раскрытия преступления по горячим следам обеспечивается тщательно продуманной организацией указанного процесса. Первыми, как правило, призваны реагировать на сообщение о преступлении сотрудники дежурных частей органов внутренних дел.
На основе оценки поступившей первичной информации, при наличии признаков, характерных для ситуации, в которой возможно раскрытие преступления по горячим следам, дежурным (или по его докладу — одним из руководителей органа внутренних дел) принимаются решения:
• о направлении на место происшествия ближайших патрульных нарядов, участкового инспектора милиции;
• о преследовании, поиске по горячим следам скрывшегося преступника;
• о направлении на место происшествия следственнооперативной группы;
• об ориентировании на поиск преступника других нарядовмилиции и соседних органов внутренних дел, а такжеорганов внутренних дел на транспорте;
• об организации заградительных мероприятий.
В необходимых случаях решается вопрос о привлечении к неотложным действиям сил ОМОНа или спецназа. Весьма эффективным может быть поиск по горячим следам оперативным работником совместно с потерпевшим или очевидцем преступления.
Планирование первоначальных следственных действий по горячим следам имеет две важных задачи — тактическую и стратегическую. Главная тактическая задача состоит в обеспечении установления личности преступника, его розыска по горячим следам. Стратегическая задача заключается вобеспечении создания исходной базы для всего последующего расследования, в организации получения доказательственного и поискового материала, необходимого для дальнейшего полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.