§ 5. Особенности тактики действийна первоначальном и последующих этапахрасследования

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Особенности тактики действийна первоначальном и последующих этапахрасследования |
§ 5. Особенности тактики действийна первоначальном и последующих этапахрасследования

Возбуждение уголовных дел и сбор первичных сведений о преступлениях. Факты массовых беспорядков и других преступлений, породивших чрезвычайные условия, являются достаточно очевидными. Поэтому уголовное дело по ним, в отличие от обычных ситуаций, возбуждается немедленно после получения первичной информации, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета.
Причем, возбуждается одно общее уголовное дело по всем фактам преступлений, совершенных на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам.
В постановлении о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков должна быть указана их уголовноправовая квалификация по ст.212 УК. Отдельная квалификация других преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, в этом постановлении не требуется.

После возбуждения уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о массовых беспорядках и других совершенных в это же время преступлениях.
Одним из основных источников сведений о чрезвычайных обстоятельствах являются потерпевшие. Как правило, обширной информацией располагают местные правоохранительные органы, непосредственно граждане, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, местной администрации.
Такая информация сосредоточивается в штабе, созданном в связи с чрезвычайными обстоятельствами, во всевозможных инициативных комитетах, представляющих интересы потерпевшей части населения, на станциях скорой помощи, в больницах, фильтрационных пунктах.
Чтобы избежать волокиты и обеспечить поступление заявлений, жалоб и писем о преступлениях непосредственно в следственнооперативную группу, целесообразно объявить о ее создании с указанием места нахождения, времени приема, адреса и телефона для справок. Такое объявление следует вывесить на улицах и в лагерях беженцев, поместить в местной печати, передать по радио и телевидению.
После регистрации в установленном порядке материалы о чрезвычайных обстоятельствах сразу же, без предварительной проверки, подлежат передаче в следственнооперативную группу (руководителю, уполномоченному им следователю, работнику штаба или информационного центра). Такие материалы для регистрации в местные правоохранительные органы не передаются. Имея централизованное подчинение, группа ведет свое, автономное от местных органов делопроизводство. Такой порядок диктуется необходимостью обеспечения следственной тайны и безопасности заявителей. Во многих письмах и заявлениях, поступающих в следственнооперативную группу, содержатся сведения о причастности к массовым беспорядкам конкретных лиц, в том числе работников местных правоохранительных органов. При этом ведется рабочий учет первичных материалов в порядке, исключающем их утрату или разглашение.
Первичные материалы по каждому эпизоду преступления учитываются в информационном центре (или штабе) следственнооперативной группы всего региона и в той конкретной подгруппе (территориальной, предметной или персональной), куда они передаются в работу. С учетом значительных массивов первичных материалов для их учета и контроля за движением рекомендуется использовать персональную ЭВМ.
Особенности расследования на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования преступлений в чрезвычайных условиях проводятся:
1) неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступлений;
2) действия следователей при проведении войсковых операций;
3) действия по организации и проведению поисковых мероприятий;
4) действия, направленные на организацию работы и создание доказательственной базы по конкретным фактампреступлений.
Неотложные следственные действия осуществляются, как правило, после того, как правоохранительным органам удалось развести враждующие стороны, локализовать беспорядки, стабилизировать, взять под контроль обстановку, создать необходимые предпосылки для начала следственной работы.
Действия в войсковых операциях предпринимаются в ситуациях, когда массовые беспорядки еще продолжаются, и войсковые подразделения прилагают усилия по их локализации и пресечению.
Поисковые мероприятия, направленные на обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, имущества, награбленного в ходе массовых беспорядков, розыск без вести пропавших, могильников и других неучтенных захоронений жертв массовых беспорядков, организуются по мере поступления информации о местах изготовления и складирования оружия и орудий преступлений, укрытия похищенных предметов и ценностей. Осуществляются такие мероприятия одновременно с неотложными следственными действиями или сразу же после их завершения.
Работа по конкретным фактам преступлений проводится наряду с неотложными следственными действиями в целом по фактам массовых беспорядков и сразу же по получении достаточных доказательств участия конкретных лиц в организации массовых беспорядков или совершении иных тяжких преступлений.
При наличии соответствующих условий и достаточных сил и средств следственнооперативная группа проводит работу одновременно по всем или нескольким направлениям. С этой целью в ее составе могут создаваться специализированные следственные группы (подгруппы) — фильтрации, документирования, группа по осмотрам мест происшествий, поисковая группа и т.д.

Организация и тактика отдельных неотложных следственных действий. К числу неотложных следственных действий обычно относят:
• осмотр места происшествия;
• допрос потерпевших и свидетелей;
• освидетельствование потерпевших;
• обыск, задержание и допрос подозреваемых;
• назначение и производство экспертиз;
• предъявление для опознания.
Организация и тактика проведения каждого из этих следственных действий обладают в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой. Проиллюстрируем ее напримере некоторыхследственных действий.
Осмотр места происшествия. При большом числе мест происшествий, подлежащих осмотру, что характерно для чрезвычайных условий, руководитель следственной группы организует их учет, определяет наиболее рациональную последовательность осмотров, составляет схемы и графики их производства. Если осмотры совпадают по времени с восстановительными работами в регионе, их последовательность согласовывается с руководителем восстановительных работ.
При значительной продолжительности работы по осмотру мест происшествий (порой до нескольких недель) необходимо сразу же принять меры, обеспечивающие сохранность следов преступления: разгромленные и сожженные объекты опечатываются и сдаются коменданту местности или другому должностному лицу, уполномоченному оперативным штабом МВД, УВД, под охрану; граждане предупреждаются о недопустимости появления в отсутствие следователя в домах и квартирах до проведения там осмотров, и т.д.
В некоторых случаях в целях лучшего ориентирования на месте происшествия осмотр проводится с участием потерпевших и очевидцев. Проведение этого следственного действия в чрезвычайных условиях осложняется тем, что потерпевшие нередко вынуждены, спасая свою жизнь, скрываться с места жительства, эвакуироваться в другие населенные пункты. Организация осмотра в таких случаях складывается из следующих элементов:
1) формирование в местах временного пребывания (в эвакуации) групп потерпевших и отправление их на автотранспорте под охраной к зданию, где располагается следственная группа;
2) разделение потерпевших на несколько подгрупп (по числу следователей, готовых проводить осмотр) по признакусоседства (с включением в них тех, кто близко проживаетдруг от друга);
3) прикрепление образованных групп к конкретным следователям;
4) определение следователем порядка и последовательностиосмотров и выезда на место происшествия.
На каждое место происшествия должна выезжать группа, имеющая в своем распоряжении транспорт (автобус), состоящая из следователя, оперативного работника, специалистов соответствующего профиля, военнослужащих для охраны.
Ход и результаты осмотра места происшествия целесообразно фиксировать с помощью диктофона или видеокамеры. Преимущество видеозаписи состоит в том, что она позволяет не только «наговаривать» соответствующие пояснения к протоколу осмотра, но и дополняет ее нагляднообразным материалом. Видеотехника незаменима, если изза непрекращающихся беспорядков, соображений безопасности, климатических условий или по другим обстоятельствам нельзя длительное время оставаться на месте происшествия.
Допрос потерпевших и свидетелей в зависимости от обстоятельств проводится в служебном помещении следственнооперативной группы, на месте происшествия, в лагере беженцев, в местах эвакуации.
Организуя допрос в служебном помещении, необходимо избегать приглашения на одно и то же время лиц из различных враждующих группировок, принимавших участие в массовых беспорядках. Должны быть приняты достаточные меры по обеспечению явки вызванных лиц, предусмотрены их охрана, безопасный отдых и отправка к месту временного проживания.
Допрос на месте происшествия по организации аналогичен осмотру места происшествия с участием потерпевшего и обычно приурочивается к этому следственному действию.
Для проведения допросов в лагерях беженцев выделяются отдельные следователи или создаются специальные группы следователей. В их распоряжении имеются типовые планы допроса и перечни вопросов по конкретным фактам преступлений, фо
12 Криминалистикатотаблицы и фрагменты видеозаписей с изображением участников массовых беспорядков. Допрос в пунктах эвакуации потерпевших и свидетелей может быть проведен местными правоохранительными органами в порядке выполнения отдельных поручений о производстве следственных и розыскных действий. При необходимости в пункт временного проживания беженцев командируются сотрудники специальной следственнооперативной группы.
Вопросы, подлежащие выяснению в ходе допроса очевидцев, зависят от предмета показаний и касаются обстоятельств, предшествовавших массовым беспорядкам и приведших допрашиваемого на место происшествия, конкретных действий участников беспорядков (выкрики, лозунги, призывы к расправам, сопротивление работникам милиции и военнослужащим и т.д.), их вооружения, наличия на месте происшествия руководителей органов власти и управления и их отношения к происходящему, действий работников милиции и военнослужащих, передвижения транспортных средств и т.д. У военнослужащих выясняются вопросы о поступивших командах, экипировке и вооружении, маршрутах передвижения, о численности, вооружении и характере поведения толпы, порядке действий военнослужащих по ее рассеиванию.
При определении тактики допроса потерпевших необходимо принимать во внимание различные варианты организации этого следственного действия, учитывать состояние общественного порядка и другие факторы объективного и субъективного свойства.
Освидетельствование. С целью обнаружения следов и получения доказательств участия в массовых беспорядках на первоначальном этапе расследования необходимо организовать освидетельствование: лиц, задержанных во время массовых беспорядков; лиц, задержанных за различные нарушения правового режима чрезвычайного положения; работников милиции и военнослужащих, получивших в ходе пресечения массовых беспорядков телесные повреждения.
Предъявление для опознания. Опознание при расследовании чрезвычайных обстоятельств криминального характера производится как с целью изобличения конкретных лиц в совершении преступлений, так и с целью розыска участников беспорядков. Практикуется очное опознание участников беспорядков (в том числе в группе задержанных лиц) и опознание их по фото и видеоизображениям, в частности, по фотографиям из паспортных отделений, видеофрагментам, фототаблицам и групповым любительским фотоснимкам. Для опознания могут предъявляться видеофрагменты инсценировок, видеобанки подозреваемых и видеозаписи реальных событий беспорядков.
Действия следователей при проведении войсковых операций. Это одно из направлений взаимодействия следственных групп с войсковыми подразделениями, которое организуется на основе ведомственных нормативных актов.
Организацию и тактику действий следователей определяют замысел и общий порядок проведения войсковой операции, в которой они занимают подчиненное положение и носят ситуативный характер. Это касается, в частности, создания в системе боевого порядка войсковой операции соответствующих структур, определения их задач, конкретных форм выполнения и т.д.
Боевой порядок войсковых сил в операции включает в себя ряд различных групп: оцепления, разграждения, рассредоточения, изъятия, патрулирования, охраны, конвоирования, применения специальных средств, резерв и др. В состав боевого порядка должны входить подразделения, образуемые следственной группой. Среди них — три различных по своему составу и назначению группы:
• группа документирования противоправных действий;
• следственнооперативная группа для проведения следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;
• фильтрационный пункт для обеспечения нормальных условий работы следственнооперативной группы и размещения доставленных из района операции участниковмассовых беспорядков.
В решении на проведение войсковой операции ее руководитель определяет: замысел действий; время готовности к операции; конкретные задачи подразделений и т.д. В содержании данного решения должны быть определены, по согласованию с руководителем следственнооперативной группы, задачи ее подгрупп. В ходе операции по пресечению массовых беспорядков, например, они обеспечивают:
• наблюдение за действиями участников массовых беспорядков;
• документирование с применением кино и фотосъемки,видеозаписи, звукозаписи, протоколирования поведениятолпы, ее лидеров, а также действий войсковых подразделений;
• проведение неотложных следственных действий в отношении лиц, задержанных в ходе массовых беспорядков;
• осмотр места массовых беспорядков и проведения операции сразу же после вытеснения участников беспорядков;
• освидетельствование военнослужащих и работников милиции, получивших телесные повреждения;
• участие в работе оперативного штаба и документирование обстоятельств, связанных с организацией и управлением войсковой операцией.
Если в ходе этих действий следователь оказался очевидцем преступления, он может быть допрошен в качестве свидетеля, но в соответствии со ст.64 УПК РСФСР подлежит отводу. Вопрос о его участии в расследовании других эпизодов преступлений решается в общем порядке.
Все материалы, полученные в результате деятельности следственнооперативной группы в ходе войсковой операции, подлежат передаче руководителю специализированной следственнооперативной группы. Они используются как в оперативных целях, так и в доказывании по уголовному делу в виде иных документов, вещественных доказательств (ст.83, 87 УПК). В частности, фактические данные, полученные с использованием видеозаписи массовых беспорядков, кино, фотосъемки и звукозаписи, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством. Обычно такая проверка проводится путем осмотра видеограмм, кинолент, фотоснимков и фонограмм, допроса лиц, их изготовивших, специалистов, а также лиц, которым известны сведения о запечатленных объектах, назначения различных экспертиз и т.д.
Поисковые мероприятия. Одной из форм розыскной работы являются поисковые мероприятия. Они организуются следователем и проводятся поисковыми группами под руководством оперативных работников, с участием в необходимых случаях самих следователей, с целью обнаружения и изъятия орудий преступления, оружия, взрывных устройств, горючих веществ, зажигательных смесей, похищенных вещей и т.п. Такие мероприятия проводятся на улицах, площадях, в парках, заброшенных строениях, на чердаках и в подвалах жилых и общественных зданий, в помещениях предприятий, учреждений и организаций, в домах и квартирах граждан — непосредственно на месте совершения массовых беспорядков и прилегающих к ним территорий.
Правовой основой поисковых мероприятий является Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. № 4510—1; от 1 июля 1993 г. № 5304—1; Федеральным законом от 15 июня 1996 г. № 73ФЗ) «О милиции», предусматривающий для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при массовых беспорядках право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их; а также Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», предусматривающий в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, возможность личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспортных средств.
Организация работы по конкретным фактам преступлений. С этой целью специально выделяются следователи или создаются отдельные следственнооперативные подгруппы. При этом выбираются для расследования несколько наиболее перспективных эпизодов, по которым можно обеспечить быстрое раскрытие преступлений и направление дел в суд. Сотрудники, включенные в состав таких подгрупп, на первоначальном этапе освобождаются от иных видов деятельности специализированной следственной группы.
Ревизия материалов неотложных следственных действий и планирование дальнейшего расследования. После завершения первоначального этапа расследования руководитель специализированной следственной группы проводит с участием следователей ревизию материалов неотложных следственных действий, которая включает дооформление этих материалов, их перераспределение, последующую проверку и группировку.

Руководитель следственной группы обобщает результаты анализа материалов неотложных следственных действий, определяет объем предстоящей работы, ее перспективные направления. На этой основе разрабатываются версии и составляются планы расследования.
Дальнейшеепланированиерасследованияосуществляетсянаразличныхуровнях:
• специализированной следственной группы в целом;
• отдельных территориальных, предметных и персональных следственных групп;
• подгрупп по зонам (участкам) расследования;
• по конкретным эпизодам.
Каждый из этих уровней планирования обладает при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях определенными особенностями.
Планирование работы следственной группы в целом предусматривает определение основных направлений и регионов расследования, создание либо расформирование следственных групп по тем или иным территориям, направлениям деятельности, уточнение круга фактов преступлений, входящих в их компетенцию, формулирование приоритетов, которыми надлежит руководствоваться при отборе эпизодов для первоочередной разработки.
Планирование на уровне территориальных и предметных следственных групп касается распределения сил и средств по конкретным зонам (участкам) работы, проведения операций, в которых задействуется весь личный состав. Здесь же определяются ближайшие направления деятельности следственной группы.
В основе планирования работы по зоне (участку) лежат версии о совершении поджогов, погромов и других преступлений в одно и то же время и наличии связи между фактами этих преступлений. Такой план позволяет согласованно вести расследование отдельных эпизодов. В нем должны быть отражены действия не только следователей, но и оперативных работников, слушателей, экспертов, использование транспортных средств. В результате планирование приобретает комплексный характер.
Планирование работы по конкретным эпизодам преступлений производится в два этапа — в момент завершения неотложных следственных действий и после ревизии их материалов. Напервом этапе план является отражением неполноты проведенной работы и обычно предусматривает действия, которые могли быть проведены, но в силу чрезмерной перегруженности отложены: допросы родственников потерпевших, розыск очевидцев, проверка высказанных подозрений. После ревизии материалов неотложных следственных действий по каждому переданному в работу эпизоду составляется развернутый план расследования. Он основывается на имеющемся уже плане, составленном по результатам неотложных следственных действий, а также возможных в сложившейся ситуации версиях о невыясненных обстоятельствах преступления, путях вывоза похищенного имущества и местах его хранения, причастных лицах, мотивах и целях их действий.
¦ Порядок оформления уголовных дел и направления их в суд. Уголовные дела о массовых беспорядках и других чрезвычайных обстоятельствах направляются в суд по мере расследования отдельных эпизодов преступлений путем выделения материалов о них в отдельное производство. При этом помимо традиционных документов, изобличающих обвиняемого в совершении преступлений, среди подлежащих выделению материалов должныбытьв копиях:
• постановление о возбуждении уголовного дела по данному эпизоду;
• постановлениеруководителяследственнойгруппыопринятии данного дела к своему производству;
• постановление руководителя следственной группы обобъединении этого дела в одно производство с другимиуголовными делами, возбужденными по фактам массовыхбеспорядков и иных совершенных в ходе них преступлений;
• постановление о создании специализированной следственной группы;
• постановление о продлении срока предварительного следствия по объединенному уголовному делу (в случае его продления).
В штабе следственной группы на каждое уголовное дело заводится наблюдательное производство. Кроме того, ведется список уголовных дел, направленных в суд (с последовательным отражением результатов движения дела) и оконченных производством в других формах. Информация о законченных производством делах вводится в память ЭВМ.